Ламберто Заньер: Беларусь не хочет находиться в изоляции

Эксклюзивное интервью с генеральным секретарем ОБСЕ...

На этой неделе Беларусь с официальным визитом посетил генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер. В эксклюзивном интервью компании БелаПАН он рассказал о том, как в организации оценивают роль Минска в разрешении украинского кризиса, о праве Беларуси на сотрудничество, как с Востоком, так и с Западом, и о том, насколько политизировано ОБСЕ при оценке выборов.



— Какова была основная цель вашего визита в Беларусь и по чьей инициативе он проходит — белорусской стороны или ОБСЕ?

— Это был мой запрос. Я регулярно посещаю столицы стран-участниц ОБСЕ. И я решил также посетить Минск. Это мой первый визит сюда. Но не первый контакт — с министром иностранных дел мы неоднократно уже встречались в ходе министерских встреч ОБСЕ, а также на Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Мы разработали хороший план работы. Я решил посетить Минск в то время, когда здесь соберется трехсторонняя контактная группа по Украине.

На мой взгляд, это хорошее время, чтобы пересмотреть состояние сотрудничества секретариата ОБСЕ с Беларусью в ряде сфер, а также роль Беларуси в ОБСЕ. У нас сейчас идут большие дебаты в ОБСЕ. Обсуждаются последствия кризиса в Украине, вопросы безопасности в регионе, структура всей европейской безопасности, будущая ролью ОБСЕ. Я хотел бы лучше понять, как Минск смотрит на эти вопросы.

Мы ощущаем все больше разделительных линий в Европе, и это вызывает большую обеспокоенность. И для меня важно понять, какой вклад Беларусь может внести в наши дебаты.

— С кем вы уже успели встретиться и с кем еще будете встречаться в ходе вашего визита? Какие темы обсуждали?

— Вчера мы встретились с министром иностранных дел и его заместителем, с заместителем председателя Палаты представителей. Сегодня у нас встречи с президентом и с министром обороны. С последним мы подпишем меморандум о взаимопонимании (между правительством Беларуси и ОБСЕ. — БелаПАН) по совместному проекту ликвидации запасов компонентов жидкого ракетного топлива. Таким образом, это будет очень практическое взаимодействие, как сказал вчера министр иностранных дел Беларуси, во всех сферах — безопасность, человеческое измерение от трафика людей до вопросов прав человека, многие вопросы экономики и так далее.

— Обсуждали ли проблему политзаключенных в Беларуси? Это ведь достаточно важный вопрос.

— Этот вопрос был поднят на встрече с министром иностранных дел. Мы отметили, что был некоторый прогресс в прошлом (имеется в виду освобождение некоторых политзаключенных в 2014 году. — БелаПАН). Выразили надежду на дальнейший прогресс в этом вопросе.

— Как вы оцениваете нынешние отношения между Беларусью и ОБСЕ?

— Мне кажется, что Беларусь достаточно активна в ОБСЕ. Это то, что я вижу. Беларусь заинтересована, как, разумеется, и многие другие в Организации, в продвижении политики, которая позволит нам переломить ситуацию растущего взаимного недоверия. Нам необходимо переломить этот тренд путем построения общности на основе общих ценностей и принципов, обозначить моменты нарушения этих принципов и понять, почему это происходит. Так что нам необходимы эти открытые дебаты. И мы пытаемся это обсуждать. Мне кажется, что Беларусь — один из активных участников этого диалога.

— Роль Беларуси в урегулировании кризиса в Украине как-то отразилась на отношениях Беларуси с ОБСЕ и Запада, в целом? Некоторые эксперты полагают, что Беларусь использует ситуацию для того, чтобы улучшить свои отношения с Западом, получить какие-то политические дивиденды от этого.

— Мне кажется, что Беларусь заинтересована в создании лучшего пространства для самой себя, чтобы быть более сбалансированной. И это означает: строить отношения со всеми своими соседями, и с Востоком и с Западом. Беларусь традиционно имеет очень прочные связи с Россией. И, мне кажется, это всегда будет так. Но в то же время это не должно стать причиной изоляции Беларуси от остальной части ОБСЕ.

Выступая в роли поддержки и развития процесса деэскалации конфликта, в попытках найти мирное решение, Беларусь, как мне кажется, объективно делает это и для себя. Тем самым укрепляя и развивая связи со всеми заинтересованными сторонами, как на Востоке, так и на Западе.

— Это очевидно, что кризис в Украине изменил отношение к Беларуси со стороны западных партнеров. Беларусь теперь меньше критикуют за ситуацию, например, с правами человека. На Западе боятся, что в Беларуси может повториться украинский вариант событий, если здесь начнутся какие-то протесты, например, после выборов.

— Мне кажется, что этот вопрос лучше задавать белорусским властям, а не мне. Мне кажется, что Беларусь, действительно, беспокоит то, что происходит в Украине. Ваша страна, во многом, как и Украина, развивалась в тесной кооперации с евразийскими структурами. Но в тоже время она не хочет находиться в изоляции, пострадать от поляризации отношений между Западом и Востоком. Беларусь хочет создать свое собственное пространство для развития.

Роль в урегулировании конфликта высоко оценивается всеми сторонами. В данный период времени это является преимуществом Беларуси.

— Глава ЦИК Лидия Ермошина высказала мнение, что ОБСЕ является абсолютно зависимой от мнения мировых лидеров организацией и никогда, к примеру, не признает выборы в Беларуси демократическими, пока не будет такого указания сверху. Что вы можете сказать в ответ на это?

— Во-первых, ОБСЕ по определению — организация, которая работает на основе консенсуса. Это уязвимый путь, так как когда мы движемся вперед, принимаем какое-то решение, мы должны убедиться, что все игроки удовлетворены тем, как это происходит. И все здесь равны — и Запад, и Восток. Так что, я не стал бы указывать только в одном направлении.

Во-вторых, ОБСЕ в некоторых областях проводит свою собственную экспертизу. Выборы являются одной из таких областей. У БДИПЧ есть большой потенциал в экспертизе выборов.

Но и по вопросам наблюдения сейчас также идет дискуссии. Планируется встреча в июле в Вене, где эксперты по выборам соберутся вместе, чтобы обсудить методологию наблюдения за выборами. Все, в том числе и Беларусь, приглашены на эту конференцию и для участия в дискуссии.

При наблюдении за выборами мы стараемся не политизировать это настолько, насколько возможно. Но у нас есть разные уровни участия в наблюдении за выборами. Долгосрочная миссия очень важна, так как она проводит оценку того, как организована и проходит вся кампания. Есть еще краткосрочная миссия, которая проводит наблюдение в день выборов. Эта миссия более политизирована, так как в ней участвуют парламентарии из ПА ОБСЕ и ПАСЕ, если их пригласят. Они несколько политизируют наблюдение. Но в итоге мы пытаемся найти баланс между тем, что наблюдали в день выборов и выводами долгосрочной миссии.

— Если позволите, мой последний вопрос будет касаться контактной группы по Украине. Знаете ли вы уже, кем заменить госпожу Тальявини?

— Уже есть имя. Но, насколько я знаю, официально оно еще не было объявлено. Я не имею права объявлять его. Но это имя австрийского дипломата, который имеет квалификацию высокого уровня. Я сам ожидаю, когда будет сделано объявление. Точного времени не могу сказать, так как это зависит от решения председательствующего в ОБСЕ, но думаю, что это произойдет достаточно скоро.

Ламберто Заньер занимает пост генерального секретаря ОБСЕ с июня 2011 года. С июня 2008 года был спецпредставителем ООН по Косово и главой миссии ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК). С 2002 по 2006 год занимал пост директора центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов в Вене. С 1976 года работал в Министерстве иностранных дел Италии. Работал в посольствах Италии в Объединенных Арабских Эмиратах, Австрии и Нидерландах. Имеет докторскую степень в области права Университета Триеста. Карьерный дипломат.


  • Что-то я не заметил изоляции. Если пара десятков высокопоставленных чиновников не могут прокатываться по европам, то и слава Богу. Бюджет будет целее.