Другие материалы рубрики «Политика»
-
Лукашенко зовет Путина в гости. В расчете на фактор своего поля?
Саммит Союзного государства должен пройти в феврале-марте. Лукашенко надеется, что мероприятие примет Минск. -
Лукашенко надеется пройти через кризис в ручном режиме
У белорусского руководства нет понимания, что эра сырьевых экономик так или иначе на исходе. На мировом рынке будут править бал те, кто сделал ставку на инновации…
- В Минске создан оргкомитет по празднованию Дня Воли-2016
- Завтра Макей встретится с директором БДИПЧ ОБСЕ
- Лукашенко и Путин проведут в ближайшее время «закрытую» и «обстоятельную» беседу
- Премьер-министры России и Беларуси встретятся в Санкт-Петербурге
- Кампания «Право выбора» обрела поддержку в лице оргкомитета конгресса демсил
- Лукашенко: последний рубль в бюджете — на безопасность народа
- Сайдик: мы ждем активизацию обмена пленными на Донбассе
- Лукашенко рассказал белорусам о прошлом и будущем
- ОГП предлагает предпринимателям объединить усилия
- Саакашвили: Лукашенко давали 2 миллиарда за признание Южной Осетии и Абхазии
Политика
Минск вновь оставит ОБСЕ без розового сиропа
В рамках ОБСЕ Минск остается на своих прежних принципиальных позициях, хочет исподволь отодвинуть в сторону неудобные для себя вопросы демократии, прав человека, играя, в частности, на факторе обострения проблем безопасности Старого Света.
Это показало и выступление представителя Беларуси в ОБСЕ Валерия Воронецкого на заседании ее Постоянного совета 14 января в Вене.
В ответ на выступление германского министра
Белорусский МИД отмечает, что Воронецкий выступил в ответ на выступление главы германской дипломатии Франка-Вальтера Штайнмайера. Но никакой чрезвычайщины или внезапного конфликта здесь искать не стоит.
В соответствии с традицией в начале каждого года министр иностранных дел государства, принявшего председательство в ОБСЕ, выступает на заседании Постоянного совета с изложением приоритетов своей деятельности, после чего происходит их обсуждение.
Поскольку в нынешнем году в ОБСЕ председательствует Германия, то основным докладчиком был Штайнмайер. По его словам, председательство Германии в ОБСЕ пройдет под девизом «Обновить диалог, вернуть доверие, восстановить безопасность», а в основу деятельности Берлина будут положены следующие стратегии и инициативы:
- урегулирование кризисов и конфликтов на территории государств-участников ОБСЕ, в особенности в отношении конфликта в Украине и вокруг нее;
- расширение возможностей ОБСЕ на всех стадиях конфликтного цикла;
- использование ОБСЕ в качестве площадки для диалога, в том числе по вопросам всеобщей европейской безопасности, по мерам укрепления доверия и безопасности и контролю над вооружениями, по отражению общих угроз, таких как международный терроризм, радикализация, организованная преступность, нелегальный оборот наркотиков, риски в области информационных технологий и торговля людьми;
- поддержка надлежащего управления в государствах-участниках и экономико-экологического измерения;
- концентрация внимания на человеческом измерении, включая сферу прав человека и основных свобод.
Практически по всем этим направлениям запланировано проведение мероприятий, главным образом конференций. К сожалению, за исключением области прав человека и основных свобод, по поводу которых были сказаны лишь общие слова. Дескать, необходимо четко обозначить существующие недостатки, не допускать дискуссий об относительном характере этих обязательств и тем более об их отмене, а также осуществлять более эффективную имплементацию этих обязательств во всех государствах-участниках.
Авторитарные режимы хотят отодвинуть в сторону вопросы прав человека
Надо полагать, отсутствие конкретики в последнем случае порадовало официальный Минск, который плечом к плечу с большинством партнеров по постсоветскому пространству давно борется за то, чтобы свести к минимуму значение таких структур ОБСЕ, как Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Представительство по вопросам свободы СМИ.
Авторитарные постсоветские режимы считают, что следует скорректировать деятельность организации в области прав человека, включая согласование правил наблюдения за выборами.
В частности, деятельность БДИПЧ была в весьма жесткой форме раскритикована в сделанном в 2014 году заявлении государств СНГ относительно положения дел в ОБСЕ. С тех пор точка зрения этих режимов ничуть не изменилась, что удивления не вызывает, поскольку именно они являются наименее демократическими на всем пространстве ОБСЕ. Но при этом их руководство очень обижается, когда проходящие в их странах электоральные кампании не признаются честными и справедливыми.
Кстати, в конце следующей недели Минск посетит делегация БДИПЧ во главе с его директором Михаэлем Георгом Линком. Ожидается, что в ходе визита будет представлен, наконец, итоговый доклад по президентским выборам 2015 года.
В предварительном же отчете хотя и были отмечены некоторые улучшения, говорилось, что «значительные проблемы, особенно во время подсчета голосов и суммирования итогов голосования, подорвали честность выборов» и что Беларуси еще предстоит значительный путь на пути к выполнению соответствующих обязательств ОБСЕ.
Как представляется, в целом заключения итогового отчета не будут сильно отличаться от этих выводов. Поэтому главный вопрос состоит в том, прислушается ли белорусское руководство к рекомендациям БДИПЧ в преддверии предстоящих парламентских выборов.
Такое позитивное развитие событий выглядит крайне маловероятным. В верхах прекрасно понимают, что любые мало-мальски значимые шаги в сторону демократизации избирательного процесса неизбежно будут угрожать сохранению властных полномочий.
Пару лет назад БДИПЧ уже предлагало свои поправки в избирательное законодательство, однако из 25 была учтена только одна, и то лишь частично.
Представляя тогда законопроект о поправках в Совете Республики, глава Центризбиркома Лидия Ермошина откровенно заявила, что те далеко не в полной мере соответствуют ожиданиям БДИПЧ: «Не хочу вас обманывать красивым розовым сиропом. Это не то, на что они рассчитывают: они рассчитывают на многое другое».
Признаков того, что подход властей к проблеме обеспечения демократичности избирательного процесса претерпел какие-то серьезные изменения, пока не замечено.
Воронецкий же в выступлении на заседании Постоянного совета ОБСЕ 14 января акцентировал внимание на вопросах безопасности, необходимости отказаться от блокового и санкционного мышления, укрепления потенциала ОБСЕ в экономико-экологической сфере. Показателен также призыв к «деполитизации» в правозащитной сфере.
«На протяжении многих лет человеческое измерение зачастую выступало предметом споров и различных интерпретаций среди государств-участников. Подобные подходы лишь углубляли взаимное недоверие, осложняли поиск согласованных решений по всему спектру гуманитарных вопросов», — подчеркнул Воронецкий.
Если отбросить дипломатический камуфляж, то очевидно, что Минск последовательно ведет линию на приглушение неудобных для себя вопросов в рамках ОБСЕ. Сейчас для этого особенно удобное время, так как Европа действительно озабочена угрозами своей безопасности.
Впрочем, даже если бы в речи Штайнмайера вдруг прозвучали совершенно четкие указания на проблемы с демократией в Беларуси, то это так и осталось бы чистой риторикой. Белорусские власти отлично знают, что в силу своей специфики, тем более в условиях противостояния между Западом и Россией, ОБСЕ чисто формально может создать Минску разве что некоторые моральные неудобства.
Последние Комментарии