Г.Погоняйло: БХК будет добиваться рассмотрения дела Шатиковой в суде
"Судя по всему, пред событиями 25 марта ее хотели выключить из участия в мероприятиях. Психиатрическая больница стала средством ее нейтрализации"...
Сегодня общественную активистку Кристину Шатикову отпустили из могилевской психиатрической больницы.
Как сообщила К.Шатикова БелаПАН, врачи не поставили ей диагноз. «Все вопросы на моем собеседовании с врачами медицинской темы даже не касались. Меня спрашивали, с кем я общаюсь, кто ко мне приходит в гости, кто мне звонит. То есть, это не медицина, а чистая политика. Моей маме сообщили, что я психически здорова, но просто неординарная личность», –– рассказала К.Шатикова.
Кристина Шатикова утверждает, что в больнице лежала привязанной к кровати, ее кололи какими-то лекарствами. «Все эти выходные я практически провела в отключке. А моей маме говорили, что ко мне не применяются никакие медицинские средства», –– отметила К.Шатикова.
Напомним, K.Шатикова пропала 23 марта. Ее подруга Ирина Кочарова со ссылкой на очевидца сообщила БелаПАН, что задержание производили пятеро неизвестных на автомобиле «Нива» темного цвета. Позже Кристина Шатикова рассказала заместителю председателя РОО «Белорусский Хельсинкский комитет» Гарри Погоняйло, что в машине ее пытались изнасиловать. Правозащитник сказал «Белорусским новостям»: «Мы расцениваем этот факт как провокацию, средство заставить человека прийти в понятное возбуждение, защищая свое достоинство. Безусловно, девушка начала отбиваться, драться, в результате чего прибыла в больницу в крайнем нервном состоянии. В таком виде она и предстала перед врачами».
Ранее К.Шатикова была задержана в Минске и доставлена сотрудниками госбезопасности в Могилев. В пятницу там ее вызывали на допрос в областное управление КГБ.
Заместитель председателя Объединенной гражданской партии, председатель «Правозащитного альянса» Людмила Грязнова сказала «Белорусским новостям», что считает обязательным в данной ситуации провести обследование Кристины Шатиковой независимыми экспертами. Следует выяснить, какие лекарства она принимала, находясь в стационаре. Это нужно, в первую очередь, для безопасности ее собственного здоровья, а также для того, чтобы ситуация была более определенной и доказательной.
Л.Грязнова заметила: «Необходимо искать свидетелей, иначе невозможно надеяться на успех в суде».
С ее мнением согласен и Гарри Погоняйло. Он заметил, что в Беларуси нечто подобное случалось и ранее. «Медицину пытались привлечь, когда происходило разбирательство с Екатериной Садовской. Она, если вы помните, помещалась в республиканскую клиническую психиатрическую больницу для обследования. Под нашим контролем долгое время находилось дело человека, которому, на мой взгляд, был необоснованно поставлен диагноз. К сожалению, мы так и не смогли помочь его снять».
В случае с активисткой Шатиковой все очень прозрачно, считает адвокат: «Все происходит по сценарию советских времен. Поскольку у Кристины малолетний ребенок, ее по нашему законодательству нельзя привлечь к административной ответственности, лишив свободы. Судя по всему, накануне событий 25 марта ее хотели выключить из участия в мероприятиях. Психиатрическая больница стала средством ее нейтрализации».
При этом Погоняйло заметил: подобное может случиться с любым из нас. «Мы посоветовали Кристине отправиться в свою поликлинику, снять побои (она утверждает, что в результате связывания на ее руках остались следы). Она также должна попасть на прием к невропатологу. Зафиксировать ее состояние надо обязательно, чтобы далее после тщательного расследования этого случая ставить вопрос в суде о применении психиатрии в нарушение действующего законодательства. Мы будем собирать доказательную базу и добиваться в суде наказания виновных», –– заключил правозащитник.
Обсудим?