Другие материалы рубрики «Общество»
-
День Воли-2015. Онлайн-репортаж
25 марта демократическая общественность Беларуси отмечает 97-ю годовщину провозглашения Белорусской Народной Республики... -
День Воли. Как это было в 90-х, 2000-х и сейчас
Naviny.by проанализировали акции оппозиции на 25 марта по количеству участников и задержанных, начиная с 90-х годов...
- За год численность зарегистрированных в Беларуси безработных выросла в 1,55 раза
- Все задержанные после акции в честь Дня Воли в Минске отпущены без составления протоколов
- В апреле проезд в Минске подорожает до 5 тысяч рублей
- Ананич: владельцы сайтов ответят за комментарии
- Эдуард Лобов, задержанный после Дня Воли, отпущен из милиции
- День Воли-2015 в фотографиях
- Минчане о Дне Воли: «А в честь чего они пошли?»
- День Воли в Минске. Без митинга и без концерта
- Василий Жарко рассказал о растущем интересе к белорусским лекарствам
- В Минске простились с рок-музыкантом Стариковым
Общество
Беларусь после Площади: откат в прошлое или старт в будущее?
Как события 19 декабря отразились на имидже Беларуси за рубежом? Усилила ли жесткая реакция властей на выход людей на улицы раскол в белорусском обществе? Можно ли исправить ситуацию? Как это сделать? На эти и другие вопросы Naviny.by отвечают члены Общественно-консультативного совета при Администрации президента директор Центра системных бизнес-технологий Satio Жанна Гринюк и председатель Белорусского Хельсинского комитета Олег Гулак.
Жанна Гринюк: Беларусь не скатится до охоты на ведьм
— Безусловно, произошедшее негативно отразилось на наметившихся положительных изменениях имиджа Беларуси, отбросив нас назад на данном отрезке времени. То, что произошло 19 декабря — это кризис в истории Беларуси, а любой кризис с позиций системного стратегического анализа — это одновременно и новые возможности. Поэтому я убеждена, что произошедшие события стимулируют и правительство, и гражданское общество, и бизнес-сообщество к расширению конструктивного диалога в направлении как евроинтеграции, так и по пути укрепления связей с Россией, что было определено до выборов.
В правительстве широко представлена конструктивная позиция и направленность на диалог, партнерство и многовекторную внешнюю политику. У нас просто нет другого пути в силу географического положения, а главное — в силу системных факторов социально-экономического развития. Кадровые расстановки, которые сформировались на сегодняшний день в правительстве, также говорят о сохранении того курса, который был намечен задолго до выборов.
Кроме того, в европейских структурах также произойдет определенная переоценка ценностей в отношении Беларуси. Я уверена, что будущее во взаимодействии с Европой только за диалоговыми площадками, партнерскими отношениями между конструктивными прогрессивными лидерами правительства Беларуси и конструктивной же частью гражданского общества.
— Вы считаете, что имиджу Беларуси нанесен не такой значительный, как кажется, урон?
— Мировое сообщество, безусловно, реагирует и оценивает происходящее с точки зрения гуманистических ценностей. Мера человеческих страданий, которую платят люди за события 19 декабря, не оправдана и бессмысленна. Под человеческими страданиями я подразумеваю не только физические, но и моральные переживания, которыми сегодня переполнено сознание всех вовлеченных в данный конфликт. Это не только те, кто был на Площади, но и те, кто неравнодушен к ситуации. А такие есть и среди сторонников власти, и среди тех, кто не является ее сторонниками (я не называю их противниками умышленно).
С точки зрения имиджа все поправимо. Хотя Беларусь подтвердила то, что и ранее хорошо было известно. В белорусской политике есть «ястребы», которые склонны действовать силовыми методами и могут навредить. В правительстве понимают, что произошло и, я убеждена, сделают правильные выводы. «Ястребы» готовы идти по головам. На мой взгляд, те, кто вывел людей на площадь, развязали руки «ястребам». Манипулировать людьми и бросать их на баррикады — это политическое преступление. Притом, что позиция жертвы выгодна и для проигравших, она выгодна и для «ястребов», которые заинтересованы в силовом решении различных вопросов, в том, чтобы закручивались гайки. Но я убеждена, что Беларусь не скатится до охоты на ведьм.
— Однако кто-то должен нести ответственность за случившееся.
— На мой взгляд, ответственность лежит на политиках — с обеих сторон. Я в том числе не принимаю ту экстремистскую позицию, которую занимают оппозиционные лидеры. Такая позиция обманывает ожидания демократически настроенной части общества. К слову, это меньшинство общества, что показывают даже независимые социологические исследования. Возникает вопрос — что сделали оппозиционные лидеры для устойчивого развития оппозиции? Ведь с самого начала было понятно, что власть не примет конфликтной, экстремистской стратегии оппозиции. Но нужно обязательно сделать оговорку, что кандидаты от белорусской оппозиции очень отличались в своих установках в отношении Площади. У меня вызвали глубочайшее уважение поступки Ярослава Романчука, Виктора Терещенко, которые выступили с осуждением поствыборных событий 19 декабря. Это политическое мужество на самом деле. Эти люди понимали, что они могут быть отвергнуты своими политическими соратниками, но при этом никогда не будут приняты властью.
— И каков выход для страны?
— Только диалог и открытость социально-экономическим изменениям. Лидеры обязаны рассуждать, не только исходя из собственных целей и задач, а того, что необходимо сегодня стране.
— Как Вы считаете, 19 декабря раскололо белорусское общество?
— Нет. На мой взгляд, 19 декабря усилило психотравму политиков-экстремистов. Все демократическое меньшинство в Беларуси, мягко говоря, очень расстроено и огорчено. Мы не смогли за эти годы вырастить хороших лидеров. За теми, которые есть, демократическое меньшинство не пойдет. О расколе общества говорили с 2001 года, но этого не произошло. А сегодня у нас много созидательных задач, способных скорее объединить, чем расколоть нас. В социально-экономической программе развития до 2015 года заложена идея реформ и коренная модернизация экономики, вышла директива о либерализации. При этом все понимают, что нас с экономической точки зрения ждут непростые времена. Нам придется пережить, в том числе, ухудшение инвестиционного климата. Нам придется восстанавливать инвестиционный имидж, и мы будем это делать. Подчеркну, что только созидательная позиция может изменить ситуацию и положительно отразиться на нашем имидже. В целом путь для улучшения имиджа Беларуси — это открытость изменениям. Наша страна может и должна демонстрировать открытость изменениям.
— Можно ли говорить о том, что если бы президент использовал свое право помиловать в отношении обвиненных по уголовным статьям, это бы улучшило имидж страны?
— История Беларуси показала, что президент Лукашенко непредсказуем, и он действительно в состоянии красиво и достойно выйти из создавшейся ситуации. Именно его позиция может положить конец многолетнему политическому конфликту, который есть в Беларуси, последствиями которого стало произошедшее на Площади. Четкая позиция лидера может положить конец этому конфликту. Люди, страсти которых были накалены на Площади, зачастую не отдавая себе отчет в последствиях своих действий, могли совершить ошибки. В будущем, если сейчас не будет положен конец этому конфликту, он будет разгораться и расшатывать ситуацию в стране. Это означает, что на следующих выборах подобное случившемуся 19 декабря может повториться. Таким образом, если президент примет решение о помиловании, это украсит его имидж, его историческую миссию, и отразится положительно на имидже Беларуси.
Олег Гулак: власти усугубляют положение.
— Тот путь медленных поступательных изменений и реформ, который Беларусь начала в последние годы, прерван. В результате нам необходимо много усилий и времени даже для того, чтобы вернуться в нулевую точку. Под вопросом и кредит доверия Запада к Беларуси. Ранее обещания властей воспринимались в Европе позитивно, теперь процессы остановились, имидж испорчен. Будущие контакты осложнились. Жесткие неадекватные действия властей по отношению к политическим оппонентам еще повлекут оценку со стороны Европы. Печально, что силовой сценарий развивается. Власти усугубляют положение.
— Однако отношения Беларуси и ЕС в целом не прекратятся…
— Тем не менее, все мы заложники того, что произошло на Площади. Ни европейцы, ни белорусские власти, ни белорусское гражданское общество не могут сделать вид, что ничего не случилось. Брутальные действия силовиков требует осуждения. При этом не идет речь о том, что власти в рамках имеющихся процедур не должны принимать мер к людям, совершавшим на Площади 19 декабря противоправные действия. Их нужно привлечь к ответственности. Однако важно подчеркнуть, что для тех, кто был на Площади, кто видел сюжеты по БТ о событиях, очевидно: говорить о попытке госпероворота нет оснований, как, впрочем, и о массовых беспорядках. Да, какие-то люди били стекла в Доме правительства, но при этом тысячи находящихся на Площади даже не знали, что это происходит. Между тем были задержаны более 600 человек.
— Власти пытаются внушить электорату, что и задержания, и судебные процессы проходили законно…
— Это был конвейер. Судебные процессы уже позволяют оценить аресты как произвольные задержания. Реальных доказательств совершения правонарушений никто не предоставлял. Даже если человек и совершил нечто противоправное, ни милиция, ни суды не пытались установить реальную картину произошедшего. Что касается процедуры ведения уголовного дела, отмечу — в Беларуси не отменяли, например, право на защиту. Насколько мне известно, до сих пор ни один из подозреваемых, в том числе и бывшие кандидаты в президенты, проходящие по уголовному делу и находящиеся в СИЗО КГБ, не смогли получить свидание с адвокатом наедине. Это грубейшее нарушение процедуры. К тому же, ведется преследование адвокатов, которых Минюст уличил в низком профессиональном уровне, когда они стали защищать бывших кандидатов в президенты.
— Идет охота на ведьм?
— Не исключено, что есть группа силовиков, которая видит заговор в происходящем в Беларуси. Этим и объясняется их жесткая позиция. Развитие сценария по принципу охоты на ведьм не исключен. Однако очевидно, что это никому в Беларуси не принесет пользы.
— Ну почему же никому? Возможно, власти добьются того, чего хотят.
— Не думаю, что власти хотят, чтобы у граждан Беларуси возникло ощущение, что закон в стране не работает. Пока же ситуация, подогреваемая агитками БТ, провоцирует радикализацию общества. Так конфликт не погасится, а только разгорится.
— Возможно, помилование могло бы его погасить?
— При гуманности помилования, оно не дает возможности разобраться в том, что на самом деле произошло. Отмечу, что в любом случае необходимо обеспечить медпомощь обвиняемым, о чем уведомить общественность, чтобы снять разговоры о том, что она не оказывается.
Правозащитники выступают за расследование в соответствии с процедурами. Здесь возникает много вопросов. На мой взгляд, в период расследования мера пресечения в виде заключения под стражу является чрезмерной. При подобных обстоятельствах происходящее похоже на политическую расправу.
Это не нужно обществу, как и оскорбительные передачи по БТ, где в нарушение презумпции невиновности навешивают ярлыки на бывших кандидатов в президенты и всех несогласных с политикой властей. Обществу необходимо разбирательство по закону, частью которого должна стать оценка профессиональных действий милиции и других силовых структур 19 декабря. Нужен открытый судебный процесс. Да и на этапе следствия лучше всего провести пресс-конференцию и дать людям информацию о происходящем, а не заниматься агитацией. Пока же политика властей только лишь вызывает беспокойство у людей, слухи и радикализацию в белорусском социуме.
Последние Комментарии