Другие материалы рубрики «Общество»
-
Байнет шутит: у весны не женское лицо
Погода в Беларуси располагает не только к проведению шествий и митингов, но и создает на улицах крайнее разнообразие в одежде прохожих... -
Жители Лоева оставили потомкам подборку статей о XXIII съезде КПСС
Послание потомкам 50-летней давности найдено при реконструкции стелы на центральной площади райцентра…
- МИД: белорусам в Йемен лучше не ехать
- В Минске стало больше безработных
- Летнее время: БЖД скорректировала расписание движения международных поездов
- Сегодня Беларусь присоединится к всемирной акции «Час Земли»
- Верховный суд разъяснил, чем грозит уклонение от уплаты налогов
- В милицию принесли пулемет «Максим» 1927 года
- «История белорусского государства в почтовых марках»
- День Воли-2015 в фотографиях
- Минчане о Дне Воли: «А в честь чего они пошли?»
- День Воли в Минске. Без митинга и без концерта
Общество
Беременный папа — это современно
В Минске более 70 мужчин в рамках белорусско-шведского проекта «Осознанное отцовство» прошли через папа-школы, которые учат мужчин активному участию в жизни семьи и ответственному родительству.
В папа-школы женщины не допускаются
Папа-школы с 80-х годов работают в Швеции и объединяют мужчин, которые готовятся стать отцами или стали ими недавно. В таких школах мужчины могут обсудить свои чувства, страхи и ожидания, связанные с отцовством. В белорусской столице папа-школы работают при Минском городском и районных центрах социального обслуживания семьи и детей. Есть папа-школы в Гомеле, скоро появятся в Гродно и других городах.
Директор городского центра социального обслуживания Андрей Туровец в интервью Naviny.by назвал папа-школы «потрясающей социальной технологией из Швеции». К слову, в Стокгольме 90% молодых женатых мужчин охвачено обучением родительству: «В Швеции так и говорят, что учат беременных пап. Суть ее в том, что будущие папы готовятся к отцовству и понимают, что каждое их действие или бездействие оказывает влияние на ребенка. Наши папы от формулировки «беременный папа» вздрагивают, но по сути это так и есть. Мы говорим о том, что рожает ребенка семья, воспитывает семья».
Тем не менее, в папа-школах — мужская компания. Женщины не допускаются. Что за секреты обсуждаются там?
«Например, многие мужчины не знают, можно ли вести с беременной женой половую жизнь. Некоторые приходят с проблемой обиды на своего отца и спрашивают, не повлияет ли это на отношения с сыном. Поскольку, скорее всего, повлияет, мы помогаем мужчине разобраться с проблемами родительской семьи. Отмечу, что особенной психологизации у нас нет, мы работаем в режиме диалога и не загружаем научными знаниями, если мужчины не просят во что-то углубиться. Главное для нас — создать команду мама-папа-ребенок», — рассказал Андрей Туровец и пригласил «беременных пап» записываться на занятия через городской центр обслуживания семьи и детей.
Шведский специалист по организации групп для отцов Матс Бергрен отметил, что папа-школы в Беларуси хорошо себя показали: «Я удивлен, что за достаточно короткое время здесь удалось развить деятельность школ. В Швеции мы занимаемся этим вопросом с 1980-х годов и до сих пор полностью не удовлетворены результатами. В Беларуси то, что произошло в развитии папа-школ, отличается большим динамизмом».
Матс Бергрен между тем считает, что родители в Беларуси и Швеции очень похожи — и тут, и там хотят одного и того же для своих детей, заботятся о них. При этом он заметил: «Различия между шведскими и белорусскими отцами прежде всего обусловлены экономическими обстоятельствами. В Швеции мужчина материально не теряет, когда уходит в декретный (обязательный в течение двух месяцев) отпуск по уходу за ребенком. В Беларуси нет экономической заинтересованности для мужчин, которые ухаживают за своим ребенком, но интерес к отцовской роли значителен. Ваши мужчины хотят выполнять полноценную отцовскую роль в семье».
Послеродовая депрессия у мужчин — актуальнейшая проблема
Вместе с тем Андрей Туровец считает, что наши мужчины отличаются от европейских устаревшими взглядами на гендерные вопросы. Они более инфантильны, то есть менее зрелые: «Не редкость, когда белорусские мужчины после 40 лет нуждаются в поддержке матери и оказываются в глубине души детьми, о которых необходимо заботиться после рождения их собственных детей. Например, в наших школах мы обсуждали такую проблему, как послеродовая депрессия у мужчин. Это для белорусов актуальнейшая проблема. Мужчины часто после рождения ребенка теряются, предпринимают попытки убежать на работу, спрятаться в алкоголе, рыбалке и так далее. Социальная родительская незрелость — бич белорусских мужчин».
Почему белорусские мужчины такие? Корни проблемы лежат в советском прошлом, когда у них была узкая функция — труженик, воин, финансовый источник для семьи. Мужчина не раскрывался в семье, его задача была действовать во внешнем мире.
Нельзя также сбрасывать со счетов то, что свою роль в инфантилизации мужчин сыграла женщина. Андрей Туровец обратил внимание на то, как много обязанностей женщины взваливают на свои плечи, а потом удивляются, почему так получилось, что муж им не помогает: «Но она могла бы и не брать на себя лишние обязанности. Проблема в том, что именно так делала ранее ее мама, а перед ней — бабушка. Это понятно — мужчин берегли, потому что их теряли на войнах и так далее. Однако времена изменились. В наше время с мужчин не нужно сдувать пылинки: им пойдет на пользу, если их посыпать пылью и создать условия, чтобы они сами почистились. И начинать приучать к ответственности мужчин нужно как можно раньше. Очень часто отсутствие ролевой фигуры мужчины в семье приводит к инфантилизации мужчин».
Вместе с тем Андрей Туровец подчеркнул, что все больше молодых отцов понимают, что время и силы стоит потратить на своего ребенка, вложив в него частичку души. Родители удивляются, что в какой-то момент начинают чувствовать себя более счастливыми. «Обычно мужчина счастлив, когда его не трогают, но сегодня он меняется и радуется, когда может что-то дать своему ребенку. Эта трансформация нас поражает и обнадеживает», — отметил Туровец.
Папа-школы как профилактика насилия в семье
Папа-школы способствуют профилактике насилия в семье в Беларуси, как и в других странах, отметил психолог из Швеции Видар Веттерфальк. «Ребенок — основной фактор для отказа от насильственного поведения», — сказал он.
Проект «Осознанное отцовство» кроме создания папа-школ занимался и профилактикой насилия среди мальчиков-подростков. Служба помощи гражданам, пострадавшим от насилия, работает не только с жертвами насилия, но и с мужчинами, склонными к нему. Все звенья социальной цепи насилия, таким образом, задействованы, отмечает Андрей Туровец. Он подчеркивает, что профилактика насилия эффективна и гораздо более экономически оправдана, чем борьба с уже совершенным насилием.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева