Кто лоббирует интересы белорусской наркомафии?
Под вопросом оказалось принятие декрета президента, направленного на борьбу с опиумосодержащими веществами…
Проект декрета президента, определяющий механизм отнесения веществ к аналогам наркотиков и призванный решить проблему распространения опиумосодержащих семян мака, известных среди наркоманов как «бубка», не прошел одну из стадий согласования.
То есть, такой документ вообще может не появиться. А ведь он должен был стать важным шагом для завершения работы над законопроектом «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах».
В феврале 2012 года о разработке закона в интервью агентству БЕЛТА рассказал председатель постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Игнатий Мисурагин. В частности, он обращал внимание на изменение в последние 8-10 лет структуры потребления наркотиков белорусами: «Возросло потребление опиатов кустарного производства, которые делают на основе семян мака, увеличилось потребление марихуаны и амфетамина».
Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков усугубляется появлением все новых разновидностей синтетической «дури», которая имеет опасные наркотические свойства своих контролируемых «родственников», уже входящих в перечень наркотических средств и психотропных веществ. Но при этом они не являются солями, изомерами или эфирами последних, а значит, не могут быть отнесены к числу запрещенных. Следовательно, за их изготовление или хранение невозможно привлечь к уголовной ответственности. Раньше, с появлением новых разновидностей, приходилось проводить нескорую процедуру по расширению списка наркотических средств и психотропных веществ. Принятие закона «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» автоматически развязывало бы руки отечественным наркоборцам.
По сведениям инициативы «Антимак», из положений законопроекта вообще исчезло определение «аналоги наркотических средств». Активисты организации считают, что такая поправка превращает будущий закон в довольно беззубый документ, ничем не отличающийся от уже имеющихся в белорусском законодательстве нормативно-правовых актов. В заявлении «Антимака» отмечается: «Бюрократическая машина и вероятное «маковое лобби» среди чиновников государственного аппарата совершили очередной акт национального предательства, заблокировав такой нужный для Беларуси закон, и тем самым вновь развязали руки распространителям наркотиков».
«Маковая» проблема появилась в Беларуси в 2004 году, когда у наркоманов возник дефицит героина. Чтобы «перебиться», ушлые потребители начали скупать находившийся в свободной продаже неочищенный мак с большим содержанием дробленых коробочек, листьев, стеблей и даже наслоениями опия на поверхности семян. Навыки извлечения доз из этой смеси уже имелись, а новое для их вен «ширево» назвали «бубкой». Рынок тут же отреагировал на спрос: цена за один килограмм резко возросла с 5-8 тысяч рублей до 150-200 тысяч. Килограмма «бубки», говорят, хватает примерно на 3-4 дозы.
С большим трудом МВД удалось пробить принятие Совмином постановления № 779 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли». Оно вступило в силу 26 июня 2010 года. С этого дня была запрещена реализация «семян мака на вес, не расфасованных в потребительскую тару их производителями или юридическими лицами, имеющими сертификат соответствия на серийное производство (расфасовку указанного товара в потребительскую тару), а также в потребительской таре (упаковке) более 200 граммов». Проще говоря, был сделан первый важный шаг для решения наболевшей проблемы (впрочем, у наркоманов ее не было) доступного приобретения семян мака с последующей «добычей» из них экстракционного опия.
Формально торговля любым маком на развес была запрещена. Более того, изменился государственный стандарт «Мак пищевой. Технические условия», запретивший наличия в семени любых примесей.
Однако наркомафия на выдумку оказалась хитра.
Развитие химической отрасли в наркотическом направлении позволило синтезировать все новые виды зелья, которых не было в перечне наркотических средств и психотропных веществ. Этими новинками наркодельцы и стали обрабатывать мак.
Новый закон должен был поставить заслон таким хитростям. А если он не пройдет, то понятно, кто выиграет. Получается, что на наркомафию работают сами чиновники. По глупости или сознательно — с этим надо разбираться.
По разным данным, от 70 до 90% белорусских наркоманов потребляют вещества опиумной группы. Это обусловлено в первую очередь возможностью изготовления опиатов из доступного макового сырья. Из-за высокого содержания примесей, воздействие на организм человека экстракционного опия, добытого кустарным способом из семян мака, во много раз пагубнее героина и других печально известных тяжелых наркотиков. Средняя продолжительность жизни инъекционного потребителя такого наркотика — не более трех-пяти лет.
По прогнозам специалистов, до 2020 года в Беларуси ожидается продолжение роста числа наркопотребителей. Оно может удвоиться и достичь 15 тысяч человек (сейчас в стране около 8,8 тысячи наркоманов). Это официальные данные. Активисты же «Антимака» утверждают: чтобы получить реальную картину проблематики, эту цифру необходимо умножать на 20…
Кстати. Российские наркоборцы отмечают ярко выраженный сдвиг и миграцию наркопотребления с дорогостоящего героина в сторону дешевых и во многом доморощенных наркотиков. В их числе и маковая соломка, большая часть которой под видом сельхозпродукции поступает из Украины. Ежегодный урожай маковой наркосодержащей соломки в Украине составляет 30 тысяч тонн. Из этого сырья можно произвести 3 миллиарда разовых доз.
Обсудим?