Блогеры в белорусской армии. Онлайн-дневник

Naviny.by выбрали в качестве автора онлайн-дневника из самой гущи белорусской военщины Михаила Пашкевича…

 

Министерство обороны Беларуси «призвало» 12 блогеров из России и Беларуси, чтобы с их помощью популяризировать воинскую службу. Как это у них получится, вы сможете ежедневно следить в нашей интернет-газете. Naviny.by выбрали в качестве автора онлайн-дневника из самой гущи белорусской военщины Михаила Пашкевича – человека, который уже долгое время борется за введение альтернативной воинской службы. Пока безрезультатно, но вот мы решили провести информационную разведку боем. Уж он-то сможет вскрыть все язвы срочной воинской службы, в какие бы «потемкинские» казармы его ни отправили!

Следите за обновлениями!

 

Заключение

Что это было и зачем я в этом участвовал? Скажу честно, подавая заявку на проект, был уверен, что не возьмут. А даже если возьмут, то, чего уж там, пару дней продержусь. Да и потом, проект ведь изначально публично анонсировался организаторами как пиаровский.

Не «Как мы сделаем из блогеров настоящую десантуру за 4 дня», как это оценили многие комментаторы, и не «Вся правда об армии» (а то мы ее не знаем без этих поездок), а именно «Блогеры в армии».

И если бы нас возили по местным кантемировским дивизиям, убеждая что это и есть армия, это была бы наверное самая отвратная «экскурсия» в моей жизни. Но этого не было.

Надо отдать должное пиарщикам Минобороны. Замудохали их десантники нас на славу — не бесполезными показами вылизанных туалетов и «евроказарм», а обычными тренировками для солдат ССО. Не говоря уже о том, что прочувствовали мы лишь процентов пять от силы. Но и этого оказалось вполне достаточно. Более чем.

Я же со своей стороны искренне надеюсь, что полковник А.Ю. Шубадеров (организатор проекта) примет ответное предложение кампании за альтернативную государственную службу и после принятия соответствующего закона проведет с нами один день в хосписе или в любом другом месте, где будет позволено проходить АГС, — в качестве PR-поддержки этого закона. Ведь одно дело, когда за АГС агитирует вообще не служивший Пашкевич, и совсем другое — когда пример службы Родине даже в таком качестве подают полковники и генералы. Выиграют от этого все. 

 

1 августа

В последний день мурыжить физически нас не стали. Барановичский авиаремонтный завод, знакомство с авиацией и беспилотниками, посещение армейского спецназа в Марьиной Горке.

Все было, конечно, обстоятельно и познавательно, но по-настоящему мы оживились лишь в Марьиной Горке, наблюдая за прохождением полосы разведчика. Еще бы, ведь в Бресте именно это было нашим первым испытанием. Сейчас же мы могли сравнить свои потуги с работой профессионалов. 

 

Вечер 31 июля

Вечер выдался что надо. Часовой марш по поиску указанных точек, забег на базу, и, самое для меня неожиданно дорогое, форсирование водной преграды. Задача — не просто переплыть, но сделать это с довольно-таки увесистым мешком со всеми своими пожитками и, что немаловажно, с минимальным шумом.

Из команды форсировать должны трое. Особого выбора у меня нет, и хоть я еле плаваю сам по себе, приходится спускаться в воду и замыкать нашу группу. Нетрудно догадаться, что уже где-то на трети дистанции я перестал контролировать ситуацию и уже мешок, а не я, стал решать, куда нам плыть, и начал сносить меня обратно к берегу, с которого я стартовал.

Тут уже не до бесшумности. Отчаянно барахтаясь, я бессмысленно трачу энергию и периодически ухожу под воду с головой. Тону.

Собственно в такие моменты проверяется команда. И без того уставшие мои коллеги уже давно были на том берегу, однако оторвались и снова спустились в воду за горе-морпехом.

Вот с таким грузом пришлось форсировать водные преграды. Спасибо камраду – помог!

Ошибка при переправе, однако, сказалась мне и поздно ночью. Так как вся моя форма была в утопавшем мешке, она вполне себе благополучно сохла у костра. К утру все было бы конечно сухим.

Но в 2 ночи нас решили поднять по тревоге, вывезти в неизвестном направлении и дальше, уже обученные топографии, мы должны были самостоятельно определить, где наша база и вернуться на нее. С раненым, по легенде, командиром, которого мы могли по условию либо оставить, либо тащить на себе.

Бегать сонному ночью да еще в гражданской форме одежды не самое оптимальное решение. Но выбора опять не было)))

В 3 ночи наконец-таки состоялся долгожданный отбой-отбой. Хотя, будь воля нашего капитана, он бы нам и еще одну тревогу устроил. 
 

31 июля 

Лес, пробежка, зарядка, завтрак и выезд в поле. Сегодня полдня мы в легком режиме: съемки прыжков и огневая подготовка. Пистолет Макарова, автомат и СВД (для лучших по стрельбе из пистолета и автомата).

«Ты что, пацифист?» — удивился капитан (который не знал, что я из кампании за АГС), увидев после моей стрельбы девственно чистые мишени.

Однако, подумалось мне, какая проницательность! Если так можно проверять убеждения призывников для выбора АГС, то я не против.

Ну а мой однокомандник Леша, представляющий onliner.by, оказался прирожденным снайпером. Одни 8 и 9. СВД вообще стало его окончательной победой. Вот что значит быть оператором. Глаз наметан.

Во второй половине дня нас ждет экскурсия (конечно, больше для россиян) по Брестской крепости и опять - марш в лес. Судя по всему, снова с элементами ориентирования…

 

Михаил Пашкевич сдает норматив по выходу на радиосвязь

 

 

Вечер 30 июля

От части до полигона, у которого нам предстояло ночевать, максимум 7 км. Казалось бы, так себе расстояние. Например, десантник-разведчик в выкладке в тот же вечер пробежал эту дистанцию за 30 минут.

В случае с нами, говорят, тоже планировали забег, но по итогам дня решили, наверное, пусть хоть быстрым шагом дойдут, и то ладно.

Моя команда вышла на 15 минут позже соперников, что не снимало с нас задачи явиться первыми.

Примерно через 20 минут мы вышли на их след, и дальше уже шли вместе.

Казалось бы, скоро лагерь, ужин, отбой. Ан нет.
Сумерки, лес и болото сделали свое дело и вся наша объединенная интернет-дивизия + сопровождающие журналисты успешно заблудились. И если бы не навигаторы в телефонах, шли бы мы до утра.

Итого: марш продлился два с половиной часа (вместо запланированных 40-50 минут).

Вывод: айфон в лесу оказался полезнее рации. Что не освобождало меня от обязанности волочь ее на спине. )))

Уже на подступе к точке назначения вторая группа фактически «слила» победу. Идти по поселку в специальных чулках для форсирования болот — да простят меня специалисты, но я бы их так назвал за их назначение ))) — им не захотелось, и они остановились для оптимизации своего внешнего вида.

Ну а мы — форсировавшие болото — в чем были, мокрые и грязные, совершили-таки последний рывок и пришли первыми.

 

***

Старшины, которым нас поручили, отчаялись установить дисциплину. Мы не держим строй, неприлично сильно тупим, и вообще являемся для них наказанием.

Конечно, если бы у них были привычные инструменты вроде «два наряда вне очереди», мне кажется, мы стали бы посообразительнее. Но когда рядом куча полковников и объективов, приходится быть подипломатичней. Как пошутил наш капитан: еще пару дней, и они сами станут как блогеры. А это явно не входило в цели проекта. )))

 

30 июля

С самого утра нас загрузили в вертолет и увезли в Брест, где на базе 38-й отдельной мобильной бригады нам предстоит пройти сокращенный курс военной подготовки.

Полетели!

Впечатление от нас в воинской части, конечно, еще то: офицеры ржут, солдаты в непонятках…

После завтрака (в солдатской столовой нас кормить не рискнули, отвели в чепок) начался вполне себе кроссфит. Упаковали как тех спецназовцев: жилет под нифига не соответствующим названием «разгрузка», налокотники, наколенники плюс рюкзак со всякой всячиной типа противогаза, саперной лопатки и т.д. Мне еще вдобавок досталась рация отряда. Ладно если б ее только таскать, так эти наивные люди учат меня с ней работать (ибо в случае войны фэйсбука ж не предполагается).

Кстати, встретил в части своего одногруппника по истфаку Саню Зенкевича. Теперь он – старлей коммандос!

***

Жара +30, и мы два часа отрабатывали «полосу разведчика» (для начала без рюкзака и рации). Так как я и так склонный к потению, то взмок вполне себе ок.

Потом были тренажеры десантные. После них – все то же, но уже контрольно.

Я, может, и кабан на полосе (и с бревна рухнул, и стену с наскока не сразу взял), зато связист — ок ))))

Правда, антенну в конце «операции» все-таки сломал ((( С порчей военного имущества у меня вообще залетов — вагон. Был бы я срочником — сгнил бы в нарядах )))

***

Вечером – марш-бросок до леса в полной упаковке, километров семь-восемь…

Два с половиной часа по болотам…

К вечеру все вымотаны. Сушить форму и спать!

Но с сушкой-то как раз и проблема: формы вагон, а костер – один...

 

29 июля

Итак, этап первый — медосмотр.

Нас привезли в госпиталь Министерства обороны. Нас — это не только 12 блогеров, но и добрую роту журналистов. Если они и впредь будут перед нами бежать, то полосу препятствий можно будет пройти по их телам. )))

Со стороны мы все явно выглядим как группа японских туристов в городе.

Медосмотр проходим быстро, и вот на руках у меня – заключение: к дальнейшим этапам допущен. Сказал бы мне кто лет 5 назад, что я буду так хотеть получить эту печать «годен», рассмеялся бы в лицо шутнику…

...Первый день близится к концу. Миссия, возложенная на меня редактором, казалось, на грани провала: жаловаться пока было не на что.

2 раза покормили в офицерском кафе. Брифинг с командующим сил специальных операций Белоконевым. Россиян свозили на экскурсию по городу. Я успел даже сбегать домой за забытыми вещами.

Все подчеркнуто четко и вежливо.

Собственно назвать его первым днем в сапогах пока сложно. Так как собственно сапог мы и не получили. Но не потому что их нет. Просто пожалели наши ноги и решили не убивать их берцами. Потому и явились мы в своей обуви.

Вечер прошел в пришивании шевронов. Где-то уже на третьем шевроне я понял что я все-таки предпочитаю АГС.

К шестому (ура, последнему) ближе к полуночи я окончательно стал закоренелым пацифистом.

Что правда, форму нам выдали вполне себе зачетную. Однако френдлента фэйсбука сомневается что такую выдают солдатам. В такой подойдешь к караулу — за своего точно не признают. Ну что ж, завтра в Бресте посмотрим и сравним форму свою и солдатскую.

Весь проект снимается журналистами ТРО союзного государства (да, такое у них название ))). Спрашивали, в том числе и у меня, мою мотивацию и ожидания. Посмотрю ли я иначе после проекта на профессию "защитника отечества".

Конечно же, нет. Армия должна быть профессиональной. И если бы мне не было 27 лет и в кармане не было военного билета, я бы воздержался от подобной промо-экскурсии.

Конечно же, я понимаю, что участвую фактически в рекламе службы в армии.

Отдельно спрашивали, могу ли я "соскочить" с проекта. Ну, надеюсь не будет повода.

А сейчас спать. Через 4 часа подъем и вылет в Брест.

 

«Блогеры в армии». Специальный проект, организованный Министерством обороны, компанией-разработчиком World of tanks и Телерадиообъединением Союзного государства Беларуси и России. Его целью является популяризация воинской службы среди российской и белорусской молодежи. В проекте участвуют 12 блогеров — по шесть белорусских и российских. Среди белорусских участников — представители интернет-газеты Naviny.by, порталов onliner.by и tut.by, газеты «Комсомольская правда» в Белоруссии», среди российских, отобранных совместно с топ-менеджерами «Живого журнала», — представители Москвы, Перми, Якутска. Они пройдут медицинский осмотр, примут участие в брифинге с командующим силами специальных операций Вооруженных сил Беларуси генерал-майором Олегом Белоконевым, а 30 июля отправятся в Брест, в 38-ю отдельную мобильную бригаду, где в течение трех дней пройдут сокращенный курс военной подготовки. Двум командам по шесть человек (в каждой будет по три представителя Беларуси и столько же — России) предстоит соревноваться в выполнении различных нормативов. По окончании проекта будет определена команда-победительница. В личном зачете выявят лучшего «блогера специального назначения» — по количеству баллов в ходе выполнения тестовых заданий и по оценке специального жюри.

 
Михаил Пашкевич. Координатор кампании за введение в Беларуси альтернативной гражданской службы. С «проблемой» армии впервые столкнулся в 2007 году сразу же после отчисления его из университета. Проблема пришла в виде повестки. Второй раз вернулся к этой теме уже в 2009 году, в рамках кампании «За альтернативную гражданскую службу». С тех пор кампания прошла путь от лоббиста законопроекта об альтернативной гражданской службе до неформального Центра прав призывника, комплексно занимающегося правовой помощью призывникам и военнослужащим (только за время последнего призыва в вооруженные силы Беларуси в центр обратилось 1006 призывников). Инициатор разработки законопроектов о молодежной политике, об альтернативной гражданской службе. С 2010 года — активист в кампании «Говори правду». Был доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Некляева на выборах 2010 года.


  • "понял что я все-таки предпочитаю АГС" в этом месте я бы, на месте командиров, прислушался к мнению бойца и вручил ему АГС со станком.
  • Никто не сможет описать то чем живет солдат срочной службы. Чему он радуется, за что наказываю и вообще чем он живет.
  • Не понимаю сути данного проекта, кто служил, тот знает, что творится в армии, а это, как по мне, просто показуха
  • Да и те кто не служил в общих чертах знают что там творится, по рассказам служивших друзей и знакомых. И изнанку армии все-равно не покажут в СМИ, так что проект в целом ни о чем. Хотя это и говорится в первом предложении "...чтобы с их помощью популяризировать воинскую службу.", собственно этим все и сказано.
  • 6 месяцев службы солдата здесь: http://man-in-army.blogspot.com