Ирак интересуется списанными в Беларуси бомбардировщиками?
Ирак закупил у России и Беларуси несколько бывших в употреблении боевых самолетов компании «Сухой». Поставка будет произведена «в ближайшие несколько дней»...
Ирак закупил у России и Беларуси несколько бывших в употреблении боевых самолетов компании «Сухой», заявил недавно иракский премьер-министр Нури аль-Малики в интервью Би-би-си. Из его слов следовало, что поставка будет произведена «в ближайшие несколько дней». О каких именно типах машин идет речь, премьер уточнять не стал.
Сегодня власти Ирака пытаются любыми средствами остановить продвижение группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которая стремится захватить обширную территорию, богатую нефтяными ресурсами. Но пока перелома в боевых действиях не наступило. В связи с чем правительство Ирака обратилось за военной помощью к ряду государств.
Первые сообщения о том, что Багдад собирается срочно приобрести подержанные боевые самолеты в России, появились в иракских СМИ еще в начале мая. Однако относительно того, какие это будут машины, существовала неопределенность. По некоторым данным, речь шла о типах самолетов, состоявших на вооружении армии Ирака до американского вторжения в 2003 году, а посему хорошо знакомых старому персоналу иракских ВВС. Возможно — о Су-25 и/или Су-24.
Сообщение же о свершившейся закупке Багдадом у Москвы и Минска авиационных вооружений вызвало оживленные комментарии военных экспертов России и Беларуси. Так, директор московского Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко высказал предположение, что в Беларуси Ирак закупил шесть российских истребителей Су-30К, которые прошли ремонт и модернизацию на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах.
Имеется в виду часть партии из 18 Су-30К, которые были возвращены владельцу (российской корпорации «Иркут») после эксплуатации в составе ВВС Индии в соответствии с условиями контракта. 12 таких машин законтрактовала Ангола, а остальные шесть, согласно этой версии, в срочном порядке были закуплены правительством Ирака.
Ситуация относительно поставок из России несколько прояснилась 28 июня, когда член комитета по безопасности и обороне иракского парламента предыдущего созыва Аббас аль-Баяти сообщил, что партия боевых самолетов марки «Сухой» (до 10 единиц) уже прибыла в аэропорты Ирака. Днем позже эту информацию подтвердило и Министерство обороны страны.
По словам аль-Баяти, эти самолеты были закуплены в России по правительственному поручению, «которое предусматривало скорейшее заключение контракта по вооружению без административных условностей, учитывая чрезвычайную ситуацию в стране». Одновременно аль-Баяти пояснил, что самолетами будут управлять знакомые с такой техникой бывшие пилоты иракской армии.
А 30 июня официальный представитель российского МИДа Александр Лукашевич заявил, что Российская Федерация уже завершила поставки Ираку самолетов Су-25 из стратегического запаса согласно заключенным контрактам.
Как следует из информации московских военно-дипломатических источников, на которые ссылаются авторы публикаций в российских СМИ, Ирак попросил Россию поставить ударные самолеты Су-25 из-за задержки Вашингтоном поставок обещанных истребителей F-16.
Что касается общего количества Су-25, которые будут поставлены Багдаду, то оно должно компенсировать отсутствие 18 американских F-16. Российские специалисты, которые должны готовить Су-25 к боевым действиям, уже находятся в Ираке.
Между тем, в отличие от сделки с Россией, ситуация с закупкой Ираком боевых самолетов марки «Сухой» в Беларуси стала еще больше запутанной после того, как Минск опроверг заявление Багдада о наличии готового соглашения на этот счет.
30 июня агентство РИА «Новости» привело заявление пресс-секретаря МИД Беларуси Дмитрия Мирончика: «Ни одного подписанного контракта по поставкам в Ирак вооружения, тем более авиационной техники, подлежащего исполнению в ближайшие дни, не существует». Вместе с тем представитель МИДа отметил, что переговоры о военно-техническом сотрудничестве между полномочными структурами двух стран могут вестись.
Это дало ряду экспертов основание говорить, что договоренностей о поставках авиатехники из Беларуси в Ирак долго ждать не придется. Вопрос лишь в том, какие типы боевых самолетов интересуют иракскую сторону. Многое говорит в пользу того, что это вряд ли будут «индийские» Су-30К из Барановичей. Во-первых, они являются собственностью России. Во-вторых, у Ирака нет летчиков, обладающих навыками пилотирования этих сложных машин.
Скорее всего, предметом переговоров являются фронтовые бомбардировщики Су-24, о снятии которых с вооружения ВВС и войск ПВО еще 21 февраля 2012 года сообщил министр обороны Юрий Жадобин. По его словам, главной причиной стало значительное исчерпание летного ресурса этих машин как по планеру, так и по двигателю.
Первый полет Су-24 совершил в 1970 году, на вооружение официально был принят в 1975 году. Белорусский военный округ получил эту машину раньше других в Советской армии, и к концу 2011 года степень физического и морального износа белорусских Су-24 оказалась достаточно значительной. А затраты на поддержание летной готовности, если верить официальным источникам, стали столь серьезными, что было признано экономически целесообразным отказаться от эксплуатации еще остающихся в строю машин.
Здесь уместно будет отметить, что за Су-24 практически с самого начала его эксплуатации в советских ВВС закрепилась репутация достаточно сложной в пилотировании машины с высоким уровнем аварийности. С течением времени, по мере физического износа узлов и агрегатов, изначально присущие этой машине конструктивные недостатки усугубились, став основной причиной нарастающего числа летных происшествий.
И тем не менее, даже после ряда аварий в России не стали в пожарном порядке снимать все Су-24 с вооружения. Они выводятся из эксплуатации по мере поступления на замену новейших Су-34.
А вот в Беларуси почему-то поспешили, несмотря на гораздо более благоприятную статистику эксплуатации Су-24 (катастроф с этими машинами не зафиксировано).
Это дало независимым экспертам повод сделать предположение, что решающую роль в снятии этих бомбардировщиков с вооружения сыграл не технический, а денежный фактор — прогрессирующая нехватка средств для содержания белорусской армии в связи с экономическими трудностями. Вот и приходится властям Беларуси для финансирования текущих нужд военных продавать за рубеж военную технику, еще пригодную для выполнения боевых задач.
На мысль, что белорусские Су-24 вовсе не «летающие гробы» и пользуются спросом, может навести и размещенная 18 августа 2013 года на алжирском блоге secret-difa3 информация о том, что около 10 (по другим сведениям 12) бывших белорусских бомбардировщиков Су-24 вместе с летными экипажами и наземным персоналом были замечены в Судане на авиабазе Вади Сайидна возле города Омдурман.
Всего, по данным зарубежных источников, на конец 2011 года на вооружении войск ПВО и ВВС Беларуси находилось 35 таких самолетов из 42 доставшихся при распаде СССР. Так что торговать пока еще есть чем. Другое дело, что сегодня на мировом оружейном рынке стоимость самолетов, иным из которых под 40 лет, весьма невелика.
Возможно, именно торг вокруг суммы тормозит скорейшее завершение сделки по продаже Беларусью Ираку бомбардировщиков Су-24. Но, учитывая поддержку, которую оказывает Багдаду мировое общественное мнение, можно предположить, что найдутся спонсоры, и контракт будет заключен уже вскоре.
Обсудим?