Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Протестный потенциал белорусов не исключает новой Плошчы
    В 2014 году исследователи зафиксировали 127 акций протеста. По сравнению с 2013 годом количество публичных акций возросло на 26%...
  2. День Воли-2015. Онлайн-репортаж
    25 марта демократическая общественность Беларуси отмечает 97-ю годовщину провозглашения Белорусской Народной Республики...


Общество

Охотники за пожарами. Один день в небе с «Беллесавиа»


Аномально жаркая вторая половина лета держит в постоянной боевой готовности работников служб МЧС. В частности, специалисты авиационной охраны лесов ежедневно совершают облеты для выявления очагов возгораний.

В одном из таких патрулирований над территорией Минской, Витебской и Гродненской областей принял участие и корреспондент Naviny.by.

Аэродром МЧС Хожево под Молодечно уютными, утопающими в зелени аккуратными постройками 1960-х годов напоминает декорации к фильму. Здесь даже сохранили бюст Ленина, приземлив его до полуметра над землей.







На фоне нескольких легких частных самолетов и планеров трудяга Ан-2 службы охраны лесов «Беллесавиа» выделяется большими размерами и яркой расцветкой цветов государственного флага Беларуси. С некоторых ракурсов расцветка этого Ан-2 напоминает иной флаг Беларуси.



Командир экипажа старший летчик-наблюдатель Владимир Гончаров приглашает нас на борт.



В этот день вместе со мной снимать работу летчиков «Беллесавиа» будет фотожурналист Павел Чуйко из «Сельской газеты». Готовящий самолет к полету техник предлагает нам сходить в туалет, так как на борту Ан-2 этот сервис не предусмотрен.

Самолет Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннеса по продолжительности промышленного производства, его начали выпускать в 1947 году и продолжают делать и сейчас в Китае. Самолет настолько простой, надежный и неприхотливый, что замены ему на постсоветском пространстве нет. Даже в Прибалтийских республиках, странах НАТО, Ан-2 состоит на вооружении.

Экипаж — три летчика-наблюдателя. Двое в кабине, один в салоне. Салон нашего Ан-2 весьма и весьма скромен. Сидячих мест всего два. Причем одно из них представляет собой металлическое откидное сиденье.

Задачей экипажа является обнаружение пожара и передача информации о нем наземным службам для реагирования.



Короткий разбег по грунту, отрыв от земли, набор высоты в 200-300 метров, и вот мы летим по маршруту патрулирования, представляющего собой 600-километровое кольцо вокруг Минска радиусом от 50 до 150 км.

По «Навителу» смартфона ориентируюсь на местности. Скорость в районе 140 км в час. Вначале курс на юго-запад. Пролетев Воложин, идем над Ружанской пущей.

Здесь преобладают леса, разбавленные вкраплениями ярко-желтых от свежей соломы полей.








Так выглядит с высоты кукурузное поле 



При патрулировании самолет не поднимается на большую высоту в спасительную прохладу, поэтому в самолете температура около +30 градусов.








Осушенное болото

Одно из достоинств полета на малой высоте — возможность пользоваться сотовой связью. Разговаривать по телефону из-за шума мотора сложно, а написать СМС или залезть в интернет — без проблем.

Пристегнувшись страховочным тросом, с разрешения командира открываю дверь.


Фото Павла Чуйко

В салон сразу врывается солнечный свет, рокот поршневого двигателя и поток свежего воздуха. Горячий воздух почти не охлаждает салон, хотя и создает ощущение небольшой свежести.






Мелиоративный канал с водопоем для коров. Канал делит пастбище на две части.





За Воложином немного поворачиваем на юг. Пролетаем Столбцы. Дальше — курс на восток. С левой стороны в поселке Дружный на высоту 240 метров — выше полета нашего Ан-2, возвышается труба несостоявшейся первой белорусской атомной ТЭЦ, переделанной на стадии строительства в ТЭЦ на органическом топливе.



Здесь преобладают поля с небольшими вкраплениями леса. Видно как работают комбайны, около которых дежурит пожарный автомобиль.









В этом районе мне удалось заснять относительно близкий небольшой смерч. По поведению самолета чувствуется, что погода ветреная.



Особенность Ан-2 в том, что именно в нем можно почувствовать неведомое в современных лайнерах чувство полета, когда съеденный час назад завтрак начинает двигаться в обратном направлении, а через два часа наступает почти полное безразличие к жизни.







После двух часов полета мы меняем курс на северо-восток. Узнаю место схождения под Борисовом старой дороги Минск — Москва с объездной «олимпийкой» М1.



Вдали виднеется Борисов. Маршрут полета проложен так, что при нормальной видимости обходишься без навигационных приборов — можно ориентироваться по наземным объектам.

Периодически летчики меняются местами, занимая место в салоне, где могут немного подремать.

Самолет плавно меняет курс на северо-запад. Под нами леса и болота Березины. С высоты болота с цветущим разнотравьем и с небольшими речушками выглядят особенно красиво.







Идем в район Поозерья.

Замечаем, как стала меняться погода — появились постепенно сгущающиеся облака. В районе Вилейского водохранилища замечаем дожди. Сплошной облачности нет, и иногда видно, как из небольших туч по обе стороны от самолета идут ливни.

Один из таких ливней проходит в нескольких сотнях метров от небольшого пожара на окраине поселка. Горит, вероятно, свалка.



С такой высоты хорошо разглядывать, кто как живет. Приятно любоваться новыми фермами, хозяйствами. Рядом с ухоженным домом видны большие теплицы — семья живет своим трудом.





Внизу озера, между нами дожди. В салоне стало немного свежее, приятно пахнет влагой. К шуму двигателя, потоку ветра через открытую дверь и прочим радостям полета на Ан-2 постепенно привык.







В районе Нарочи самолет снова меняет курс. Внизу по старому каменному костелу на берегу реки узнаю поселок Михалишки на Вилии.



Вскоре должна быть заметна стройка Белорусской АЭС. Так оно и есть. Размах стройки в еще недавно глухом месте впечатляет.




Автомобильная трасса (слева) и железная дорога (справа) к Островецкой АЭС

Вскоре Ан-2 ложится на курс домой.













Двенадцать раз взлетал в Ан-2, а вот приземляюсь в нем впервые — до этого приземлялся на парашюте. Посадка прошла на грунтовом аэродроме на удивление мягко. Для моего коллеги Павла это был вообще первый в жизни полет на самолете.


деревня Солы Сморгонского района




Сморгонь




Вдалеке виднеются антенны 43-го узла связи ВМФ России «Вилейка» (радиостанция «Антей»)



На земле постепенно приходим в себя, отходя от шума мотора и сильного ветра. По лицам экипажа видно, что и они сильно устали. Но завтра им в новый патруль.

За более чем четыре часа полёта мы видели два возгорания, предположительно, свалок на окраине поселков. Как только температура воздуха немного понизилась и кое-где прошли небольшие дожди, количество пожаров сразу же уменьшилось

Несколько дней назад, когда небо было безоблачным и днем температура превышала +35, патрулируя по этому маршруту, летчики ежедневно отмечали до семи пожаров.

 

600-800 км в день



«Мы летали по северной и центральной части Минской области, — рассказывает командир экипажа старший летчик-наблюдатель Владимир Гончаров. — Это объединенный маршрут, который включает территории двух авиотделений — минского и молодечненского. Пролетали над такими населенными пунктами, как Воложин, Столбцы, Узда, Березино, Крупки, наблюдали леса Логойского, Вилейского, Молодечненского и Мядельского районов, а также небольшой территории Гродненской области. Возгорания, замеченные нами — это, прежде всего, свалки в Мядельском районе».

По словам Гончарова, в предыдущие дни на территории Беларуси был установлен 4-й класс пожарной опасности, а местами — максимальный 5-й. Возникало очень много лесных пожаров, горели стихийные свалки, поля. В течение нескольких дней летчики-наблюдатели обнаруживали в среднем по семь лесных пожаров, а возникало их, конечно, больше.

«Причина пожаров, в большинстве своем, — человеческая беспечность, — говорит командир экипажа. — Брошенный окурок, незатушенный костер — все это, к сожалению, происходит достаточно часто в жаркую погоду, когда люди отдыхают на природе.

Когда наступает жаркая погода, долго не выпадает осадков, когда устанавливается 3-й и выше класс пожарной опасности, летаем каждый день. В сырую, дождливую погоду не работаем.

Пролетаем от 600 до 800 километров в день. Ан-2 — это рабочая лошадка, ее потряхивает, в кабине жарко, условия для работы довольно тяжелые. Но дело благое и заслуживает того, чтобы заниматься им. Да и машина, слава Богу, не подводит».



Автор благодарит руководство РУП «Беллесавиа» и персонально летчика Владимира Гончарова за помощь в подготовке этого материала.

Оценить материал:
Средний балл - 4.86 (всего оценок: 26)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • С левой стороны в поселке Дружный на высоту 240 метров — выше полета нашего Ан-2, возвышается труба несостоявшейся первой белорусской атомной ТЭЦ, переделанной на стадии строительства в ТЭЦ на органическом топливе. Читать полностью:https://naviny.by/rubrics/society/2014/8/7/ic_articles_116_186244/ Особенность Ан-2 в том, что именно в нем можно почувствовать неведомое в современных лайнерах чувство полета, когда съеденный час назад завтрак начинает двигаться в обратном направлении, а через два часа наступает почти полное безразличие к жизни. Читать полностью:https://naviny.by/rubrics/society/2014/8/7/ic_articles_116_186244/ === Очень интересное ощущение «безразличие» после двухчасового вида на Беларусь с высоты.. А на фото Сморгонь справ внизу, похоже, что вид на президентские агродомики-скворечни.
  • Кстати, я только сейчас материал "на полях экрана" и заметил, мельком принимая за рекламу. Он датирован 7-м августа, а в ту пору у меня были семейно-похоронные дела... Здорово, чёрт возьми, когда без спешки просмотришь. Особенно - в преддверии холодной осени. Оценка, думаю, ясна... Класс! :)