Другие материалы рубрики «Общество»
-
Рынок труда. Легко ли найти работу после сорока
Неужели людям старшего возраста только один путь — досиживать до пенсии в вахтерах и лифтерах? -
Власти толкают негосударственные СМИ к самоцензуре
Ситуация с kyky.org стала демонстрацией тех полномочий, которые Министерство информации получило после вступления в силу…
- Уровень воды в реках Беларуси достиг исторического минимума
- Погода в понедельник: облачно с прояснениями, до 23 выше нуля
- В Минск привезут Ковчег с частицей Ризы Иисуса Христа и другие святыни
- Запрет пикета в Солигорске ко Дню прав человека обжалуется в КПЧ ООН
- До конца 2017 года мусоропроводы заварят во всех многоэтажках Минска
- Стареть не страшно. Фотопроект о белорусских женщинах
- «Вопрос недели». Что вам дает высшее образование?
- Без дыма и огня. Спасатели рассказали детям об особенностях своей работы
- Хроники заБеларусь. Первое китайское предупреждение
- Тысячи католиков собрались в Будславе на торжества в честь иконы Матери Божьей
Общество
Референдум-1995. Беларусь десять лет жила под неправильным гербом
Двадцать лет назад на республиканском референдуме большинство белорусов выбрали вместо «Погони» новый герб, который почти не отличается от герба БССР.
Naviny.by поговорили с очевидцами тех лет и выяснили, что нынешний белорусский герб создавался в узком кругу сотрудников Администрации президента. Кроме того, долгое время на гербе было изображено фантастическое растение.
Тяга к советскому прошлому
Первый референдум в истории независимой Беларуси был проведен 14 мая 1995 года. Его инициатором является Александр Лукашенко. О проведении всенародного голосования новоизбранный президент объявил в феврале 1995 года. Один из четырех вынесенных на голосование вопросов касался установления нового герба вместо утвержденной в 1991 году «Погони».
«Власти понадобилось поменять символы, потому что тогда и сейчас она тяготела к Советскому союзу, БССР, его символам и знакам», — полагает тогдашний глава парламента Мечислав Гриб.
По его словам, власть отрицала «Погоню» и бело-красно-белый флаг и ассоциировала эти символы с белорусскими коллаборантами времен Великой отечественной войны.
«Это были полицаи, которые ходили с нарукавными повязками бело-красно-белого цвета. Наш народ этого не поймет. Он не так воспитан», — так политик объясняет причины, по которым исполнительная власть решила поменять государственные символы.
По его мнению, еще одним основанием для замены герба и флага было желание руководства страны «показать России, какие мы ваши друзья, чтобы они дали нам денег».
В узком кругу
Как рассказывает Мечислав Гриб, новый герб и флаг разрабатывались в Администрации президента. Верховный совет не имел к этому никакого отношения. Новые символы, по слова тогдашнего главы парламента, создавались «без широкого народного обсуждения».
«Человеком, который вплотную занимался созданием символов, был Леонид Синицын», — вспоминает тогдашний премьер-министр Беларуси Михаил Чигирь.
В 1995 году Леонид Синицын возглавлял Администрацию президента. Именно ему приписывают авторство нынешнего герба.
«Как мне рассказывал Лёня Синицын, это был день рождения владыки Филарета (21 марта 1995 года — Naviny.by). Он был там с Александром Григорьевичем. Они поздравили владыку, угостились и потом пошли в Администрацию президента. Там взяли старый советский герб, придумали контуры Беларуси и совместили. Что-то началось получаться. Потом они пригласили художника», — делится воспоминаниями тогдашний депутат Верховного совета от БНФ Валентин Голубев.
В книге политолога Александра Федуты «Лукашенко. Политическая биография» приводится цитата Леонида Синицына на этот счет: «Сел и нарисовал. Хоть я и не художник. А потом уже художник оформил все в красках… Устроили своего рода конкурс. Кто-то приносил с аистом, кто-то еще что-то приносил, не помню. Но когда выставили все, Лукашенко принял мои эскизы за основные: «Вот это — наше». Поэтому от авторства мне тут никуда не деться».
Впопыхах и при отсутствии опыта
В марте 1995 года проект герба из Администрации президента поступил в Государственную геральдическую службу при Комитете по архивам и делопроизводству Беларуси. Новый герб был похож на герб БССР, принятый в 1981 году. На нем только не было серпа, молота и пятиконечной звезды. Красная лента была заменена на красно-зеленую, а надпись «БССР» — на «Республика Беларусь».
Администрация президента просила геральдистов высказать свои замечания по проекту нового герба.
«На проекте остались второстепенные геральдические элементы — венок, лента, солнечные лучи. Но не стало главного — собственно геральдической фигуры, которой на советском гербе были серп и молот. Примерно в таком духе я и высказал свое мнение», — вспоминает тогдашний глава Государственной геральдической службы Вячеслав Носевич.
В преддверие референдума из-под пресса Дома печати вышли агитационные плакаты, на которых на гербе появилась пятиконечная звезда и контуры Беларуси.
«Гербовой фигурой стал контур Беларуси. Новый узор герба появился где-то за месяц до референдума», — рассказывает Вячеслав Носевич.
По сути, отмечает он, новый герб разрабатывался без формирования соответствующей комиссии, в узком кругу людей из Администрации президента.
«Впопыхах, в спешке, при отсутствии культуры и опыта в этих делах. Как хотите это называйте, но так случилось», — говорит бывший премьер-министр Михаил Чигирь.
Ни в Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции, ни в Геральдическом совете при президенте Беларуси «не располагают информацией по этому вопросу, поскольку он не входит в их компетенцию».
По результатам референдума 3,6 млн. белорусов (75,1% голосов) поддержали новые символы. После проведения народного голосования Верховный совет по закону должен был утвердить результаты референдума.
«Но мы ничего не подписывали и ничего не утверждали до сегодняшнего дня», — говорит Мечислав Гриб.
Новый герб был утвержден указом президента Беларуси № 213 от 7 июня 1995 года.
Только после этого был объявлен конкурс на лучший пояснительный текст к государственному гербу и флагу. Соответствующее распоряжение было издано Александром Лукашенко 21 декабря 1995 года.
«Герб «Погоня» утверждался специальной комиссией, а нормального изображения нынешнего герба не было даже на референдуме», — подчеркивает Валентин Голубев.
Фантастическое растение
В процессе разработки нынешнего герба его создатели допустили оплошность.
На гербе, который был напечатан на агитационных платах и утвержден в указе № 213, лён был изображен с шестью лепестками. Этого не может быть в природе — у льна пять лепестков. Ошибка была исправлена спустя десять лет, когда приняли закон «О государственных символах Республики Беларусь».
«В 2005 году мне было поручено выполнить цветное и контурное эталонные изображения символики нашего государства. Работа была выполнена в том же году с учетом требований: максимального сохранения предыдущей изографии герба БССР и первых изображений герба образца 1995 года. Тогда же льну на гербе вернули традиционные пятилепестковые цветы, максимально убрали графические недочеты», — вспоминает художник-геральдист, член Международного союза дизайнеров Виктор Ляхор.
Доктор исторических наук, геральдист Сергей Рассадин не видит в этом «никакого криминала».
«Гербы постоянно корректируются. Я не вижу тут никакого криминала. Пять, шесть или девять лепестков. Главное — это символ льна, ведь геральдика — это символизм», — отмечает Сергей Рассадин.
Неравноценная замена
Виктору Ляхору сложно комментировать изображение государственного герба БССР и его модифицированной версии — герба Республики Беларусь 1995 года с точки зрения классической геральдики, «как и многое другое революционное, созданное вопреки «буржуйским» канонам».
«Итогом таких пролетарских, позднее советских геральдических новаций служит тот факт, что созданные в этот период гербы административно-территориальных единиц БССР ныне не востребованы и заменены, как не соответствующие правилам геральдики», — отмечает художник-геральдист.
Ему очевидно, что определенные замечания были у специалистов и к версии государственного герба Республики Беларусь 1995 года.
«Работа над государственными символами страны, построенная без привлечения специалистов, без создания рабочей группы, при игнорировании мнения экспертов в области геральдики, разумеется, привела к ошибкам в подходах и неудачным решениям», — говорит Виктор Ляхор.
По его мнению, основным недостатком стала неравноценная замена гербовой эмблемы, доминирующего символа — серпа и молота, имеющего весомую изографию и семантику, на контур территории нашей страны.
«Вспомогательные символы в обрамлении герба однозначно задавили центральную эмблему, герб стал пустым. Для тех, кто работает в области геральдики и символики, ясно: контур территории страны — символ, который используют последним, всегда стараются использовать мощные, народные, национальные, проверенные веками символы, имеющие сильную энергетику, семантику, однозначно ассоциирующиеся с народом, страной, конкретной территорией», — отмечает член Международного союза дизайнеров.
Современный герб будет ассоциироваться с президентом
Кандидат исторических наук, заведующий отделом специальных исторических наук Института истории Национальной академии наук Беларуси Алексей Шаланда видит необходимость в серьезном научном изучении этой проблемы.
«До сегодняшнего дня неизвестными остаются все подробности подготовки, аргументации и отбора проектов герба и флага, вынесенных на референдум. Мне неизвестны документы, рабочие эскизы, обоснования, а также их авторы. Поэтому трудно делать какие-то выводы. Пока вся информация известна только с чьих-то слов, которые требуют проверки источниками», — отмечает кандидат исторических наук.
Исходя из этого, по его словам, можно констатировать только то, что авторы проектов герба и флага, представленных на референдуме, руководствовались чем угодно, только не правилами и законами геральдики.
«Геральдика — это специальная историческая наука, причем точная. Это знает любой студент исторического факультета», — говорит Алексей Шаланда.
По его словам, современные герб и флаг Беларуси известны только с 1995 года.
«Они ассоциируются и будут ассоциироваться в белорусском обществе с президентом, его командой и той политической и экономической моделью, которую они представляют», — полагает работник Института истории НАН Беларуси.
Все гербы земли белорусской — от ВКЛ до РБ
Последние Комментарии