У государства больше нет денег, чтобы быть добрым дядей для народа
Глава государства перекинул Василия Жарко с проблем здравоохранения на социальную сферу в целом.
Василий Жарко, назначенный 29 декабря заместителем премьер-министра Беларуси, отработал на посту министра здравоохранения более десяти лет — с мая 2006 года. Что изменилось в системе здравоохранения за эти годы? И сможет ли Жарко что-то изменить в социальной сфере?
На посту министра Жарко продержался, пожалуй, дольше всех в истории независимой Беларуси. В правительстве он сменит Наталью Кочанову, на днях повышенную до главы Администрации президента. Кочанова, кстати, представляя своего преемника, отметила, что «на всех участках профессиональной деятельности он зарекомендовал себя компетентным и инициативным руководителем».
По мнению Кочановой, за те годы, которые Минздравом руководил Жарко, белорусское здравоохранение вышло на мировой уровень.
Медицина: что изменилось за десятилетие?
Одним из главных факторов, определяющих уровень развития здравоохранения, является продолжительность жизни. В этом плане бывшему министру здравоохранения есть чем гордиться. Ожидаемая продолжительность жизни выросла с 63,3 года у мужчин и 75,1 года у женщин в 2005 году до, соответственно, 68,6 и 78,9 года. Но это достижение лишь приблизило Беларусь к развитым странам.
У нас практически нет материнской смертности, а младенческая находится на уровне развитых стран. Во многом это связано с переоборудованием отделений для новорожденных, созданием системы разных уровней оказания медпомощи, когда со сложными случаями оперативно направляют в республиканские научно-практические центры (РНПЦ), где сконцентрированы лучшее оборудование и лучшие специалисты.
Огромные средства были потрачены на трансплантологию — отрасль медицины, которая до 2009 года в Беларуси практически не развивалась. Сегодня белорусская трансплантология вышла на уровень 50 операций по пересадке органов на один миллион жителей, и это хороший показатель.
За минувшее десятилетие белорусское здравоохранение встало на путь информатизации — электронные карточки пациентов, заказ талонов через интернет, электронные рецепты, объединение учреждений здравоохранения в единую виртуальную сеть. Правда, от очередей это не спасает.
При Жарко частные медцентры получили возможность и начали выдавать больничные листы.
Все десять лет на посту главы Минздрава Жарко планомерно продвигал белорусскую фармакологическую промышленность. Здешние дженерики заменили наиболее массовые зарубежные препараты. Жарко всегда жестко отвергал само предположение о том, что наши лекарства чем-то хуже импортных, однако гарантировал, что выбор — покупать белорусский или импортный препарат — у пациента будет всегда.
Правда, по льготным рецептам у нас отпускают (за редким исключением) только белорусские препараты, в стационарах преобладают тоже отечественные лекарства. В районных больницах доля белорусских лекарств составляет около 90%. А вот в РНПЦ, где большой удельный вес высокотехничной медицины, примерно половина медпрепаратов — это импорт.
Что министр так и не смог решить?
Основные проблемы белорусской системы здравоохранения, которые так и не смог решить Жарко, — очереди, сложности с доступностью диагностики и низкие зарплаты медиков. Также есть проблема формального подхода к диспансеризации и профилактическим мероприятиям.
Белорусское здравоохранение справедливо упрекают в непоследовательности. Многое делается для повышения технологичности медицины, привлечения на лечение иностранцев, но при этом для своих же граждан, обычных людей мало что меняется.
Да, в последние годы ставка делалась на развитие первичного звена — поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, но для большинства пройти элементарное обследование по-прежнему непросто, да и чтобы попасть на прием к врачу, надо постараться.
В результате, например, есть проблема позднего выявления онкологических заболеваний, из-за чего их лечение затруднено, несмотря на огромные финансовые вливания в эту сферу.
В последние годы в Беларуси уровень затрат на здравоохранение постоянно растет: 2011-й — 2% ВВП, 2012-й — 3,8%, 2013-й — 4%, 2014-й — 4,2%, 2015 — 4,4%. Однако в пересчете на доллары финансирование здравоохранения, напротив, снижалось.
Неудивительно, что за десять министерских лет Жарко зарплата врачей в эквиваленте фактически не изменилась. В 2006 году в среднем они зарабатывали около 425 долларов. Сегодня — чуть более 460 долларов. При этом надо учитывать, что зарплата на уровне средней или выше формируется только у врачей со стажем работы более пяти лет и при занятости на 1,2-1,5 ставки. У молодых врачей доход раза в два меньше.
В тисках кризиса
Теперь Жарко придется заниматься не только проблемами здравоохранения, но и социальной сферой в целом — «там и образование, и здравоохранение, и спорт, а это — идеология», заявил Александр Лукашенко, комментируя назначение вице-премьера.
Глава государства напомнил и о своем поручении достичь в 2017 году 500 долларов средней зарплаты в целом по стране: «Зарплата у людей в связи с этими экономическими перипетиями невысокая. Ее надо поднимать, чего бы нам ни стоило».
«И мой вам совет: ни в коем случае вы не должны быть добрым дядей для кого-то», — добавил Лукашенко.
Однако сегодня у государства «нет ресурсов оставаться социальным даже в той мере, как это было до сих пор», отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
Без экономических реформ Беларусь «оказалась и будет продолжать находиться в ситуации демонтажа социального государства, сокращения социальной сферы», подчеркнул эксперт.
Он не склонен связывать с назначением Жарко на должность вице-премьера надежд на резкое изменение курса государства в сфере социальной политики.
«Главный фактор — общая политика государства, определяемая президентом. Личность нового зама премьер-министра играет небольшую роль в узких рамках его полномочий, в рамках границ, определяемых официальной государственной политикой. Таким образом, не является принципиальным, кто занял место заместителя премьер-министра по социальным вопросам», — считает Карбалевич.
С этим мнением согласен и бывший министр труда экономист Александр Соснов: «Сколько ни меняй людей на постах при нынешней власти, проблемы не решатся, потому что решения в стране принимает один человек».
«Пока Москва кормила Беларусь, все было в относительном порядке. Теперь ресурсы изыскивать негде, и ситуация будет только усугубляться вне зависимости от того, кто занимает должность заместителя премьер-министра по социальным вопросам», — отметил Соснов.
Обсудим?