Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Реформа реформ

Наталья РЯБОВА

Наталья РЯБОВА

Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.

Наша южная соседка Украина переживает непростые времена. Можно по-разному относиться к тому, что происходит на ее востоке, и к тому, что раньше произошло с Крымом — собственно, отношение к этим событиям очень четко делит и белорусов на два разных лагеря. В самой стране проходят очень непростые реформы, отношение к которым у нас тоже полярно противоположное — от одобрительно-восхищенного до «им уже ничего не поможет».

Но я сейчас не о нашем разделении, которое пока тихо сидит и не проявляется до начала политической беседы после пятой рюмки. А о реформах в Украине.

Они, как и многие сложные вещи, имеют много предпосылок. Не последнюю роль сыграли международные организации, которые помогают финансово (как кредитами, так и грантами), Евросоюз, который манит визовой либерализацией и прочим сотрудничеством. Но и внутренние факторы очень значимы.

В частности, очень окрепшее гражданское общество, в которое влились (для некоторых даже неожиданно для себя) многие люди из бизнеса, и которое стало не просто критиковать власть, а самым непосредственным образом ее контролировать: добиваться прозрачности и электронного декларирования, писать проекты законов и представлять их в парламенте, формировать общественные советы, которые в свою очередь формируют кадровый состав важнейших государственных (!) организаций.

Что интересно, в пылу реформ они не забывают посмеяться над собой. Например, не так давно была проведена Reform Fuck Up Night — вечер рассказов о неудачах и провалах реформ. «Факапом номер 1» была названа реформа госуправления. А вовсе не антикоррупционная, как кто-то мог подумать.

С реформой госуправления всегда и везде всё очень непросто. Ее потому и называют «реформа реформ»: система сама себя никогда не реформирует, так что для любых преобразований надо сначала сделать так, чтобы были люди, которые их претворят в жизнь. У нас же декларируемые изменения в системе госуправления, во-первых, максимально расплывчаты — типа улучшить, оптимизировать, активизировать, а во-вторых, просто доводятся сверху вниз (и тихонько саботируются).

Проводить реформу госуправления люди, которые имеют к ней отношение в Украине, советуют вместе и одновременно с политической и антикоррупционной реформами, а никак не после них. Все по той же причине: если тому же составу с теми же установками в головах будет дано новое задание — ну, например, провести честные выборы, то как они его выполнят? Вот как?

Цель разработанной в 2015 году в Украине реформы государственного управления прямо будто списана с миссии нашего исследовательского центра: создание эффективной, прозрачной, открытой и гибкой структуры публичного администрирования. Для полного плагиата не хватает только принципа инклюзивности. Я пришла к выводу, что с такой активностью гражданского общества (к которому может вынужденно, но прислушиваются) этот принцип уже можно считать практически реализованным.

Большая цель делится на несколько: реформа госслужбы, реформа совета министров и других государственных органов, реформа административных услуг и процедур, реформа публичных финансов. Каждая из них — это невероятный объем работы.

Самое главное, что пытаются сделать в реформе госслужбы — это разделение на политические и административные должности. Трудно представить, но в других странах президент и ведущая политическая сила то и дело меняются. Новые министры могут уволить весь состав своего министерства вплоть до уборщиц, и назначить новый. Чтобы такого не происходило, это деление и вводится: политические должности (министр и замы) меняются с новой партией, пришедшей во власть, а административные (все остальные во главе со специальным человеком — госсекретарем) — остаются, сохраняя преемственность и профессионализм.

Продолжение о нелегком труде реформаторов следует. 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 




Оставьте комментарий (0)
  • Вначале удивился , 300 прочитали , 0 комментариев . Прочитал понял. Умеете Вы говорить обтекаемо , вроде и текст есть , а читать нечего . А почему бы не поискать ключевую проблему , корень . Может она в том как смотреть на человека , либо его за ручку переводить с одного места работы на другое , позаботиться или навязать о его образовании , воспитании и превратить его в послушный овощь . Либо предоставить человека самому себе , и жизнь сама всё расставит по местам , а функции государства (соответственно и стоимость ) свести к минимуму .