Нужно использовать кино для популяризации не только Минска, но и всей Беларуси, — кинокритик

Белорусской столице необходимо активнее добиваться популярности посредством возможностей кинематографа, заявил БелаПАН кинокритик Антон Сидоренко.

12 августа Сидоренко провел для журналистов образовательную экскурсию по центру Минска, рассказав о кинематографическом прошлом и настоящем столичной архитектуры, людях, которые создавали белорусский кинематограф, а также о роли главного города страны в истории отечественного, советского и мирового кино. Мероприятие было организовано в рамках фестиваля «Классика у ратуши с velcom» и предварило субботний концерт, который будет посвящен музыке из лучших советских кинофильмов.

Кинокритик отметил, что Минск является достаточно популярным городом среди зарубежных кинематографистов.

«Еще в конце 1990-х режиссер Валерий Тодоровский открыл Минск для сериала «Каменская». За ним поехали другие кинокомпании. У нас создалась небольшая индустрия, которая пользуется успехом у зарубежных кинематографистов. Это влечет за собой не только культурный и политический эффект узнавания страны, но и экономический, потому что люди приезжают сюда работать, платят деньги нашим специалистам, многие наши актеры стали известными благодаря российским сериалам», — сказал он.

В то же время Сидоренко считает, что благодаря зарубежным кинематографистам Минск зачастую лишь мимикрирует под другие российские и западноевропейские города, лишаясь собственного имени.

«Очень часто Минск не указывается в титрах. Сюжет развивается в абстрактном российском городе, в Москве, может быть, даже в Германии или Чехии, как это было с Троицким предместьем в телесериале «Каменская», и люди не знают, что это Минск. В том же фильме «Стиляги» проспект Независимости был превращен в московскую улицу Тверскую, которая тогда называлась улицей Горького», — сказал он.

Самым ярким примером, раскрывающим образ Минска и его архитектуры, Сидоренко назвал фильм «Любимая» (1965) режиссера Ричарда Викторова и оператора Юрия Марухина, снятый «Беларусьфильмом». Его действие происходит «в строящемся прекрасном, солнечном и ярком Минске 1960-х годов».

«Мы мало говорим о том, что наш город красивый, интересный и очень удобный для киноиндустрии, — подчеркнул кинокритик. — Удобный он в первую очередь с точки зрения логистики — небольшой и компактный, удобно передвигаться. Он близок к Москве, поэтому актеры могут ездить на съемки. В перспективе он близок к любой европейской столице — несколько часов на самолете. Здесь есть удобные локации, инфраструктура. За 20 лет, что у нас снимают кино, появились частные компании, которые обслуживают съемки… В плане архитектуры у нас есть несколько исторических периодов, которые мы можем эксплуатировать в качестве декораций, это наше преимущество. Но нужно брать шире Минска — всю Беларусь, ведь у нас есть замки, костелы, природа».

По словам Сидоренко, кино является универсальным средством для того, чтобы поведать о городе и стране в целом, оно популяризирует их как никакой другой вид искусства. Кинокритик привел в качестве примера известный фильм американского кинорежиссера и актера Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», который непосредственно к Барселоне не привязан.

«Почему же в названии фигурирует Барселона? Потому что департамент по туризму Каталонии оплатил часть съемок этого фильма. Таким образом, и без того популярная Барселона стала еще более популярной, например, в США», — сказал Сидоренко.


  • А еще был случай, когда француз был в Бресте и не нашел даже Брестскую крепость. И вот что он пишет о Беларуси (http://www.vb.by/society/tourism/francuzkie_jurnalisti_ne_nashli_brestskoi_kreposti.html ): Как обычно, реальность всегда шире, чем мы обычно хотим в это верить. Например, не каждый понимает, что большая часть страны - это живая природа. Что Беларусь - аграрная страна, где люди очень тесно связаны с землей. Мы видели, насколько белорусы скромные, вежливые (не холодные, не грустные, как мы иногда слышали, а просто... сдержанные). ... В Минске мы встретили всего несколько человек, которые немного говорили по-английски и даже по-французски! Поездка в Беларусь для иностранца - это авантюра. Потому что в англоязычном секторе действительно очень-очень мало информации. Мы решились, но не каждый отважится на такое. Правда, мы нашли очень хороший сайт белоруски, которая хорошо говорит по-французски. Она сделала сайт о культуре Беларуси, провела отличную работу, которая нам очень помогла. ... Наше путешествие началось по рекам Полесья (впечатление - комары!). Мы побывали в Бресте, но не смогли попасть в крепость, которую планировали посетить. Мы искали ее повсюду, но не смогли найти. Наш навигатор не работал в Беларуси, поэтому мы не нашли ее на нашей карте с помощью GPS. И еще одна непонятная вещь случилась с нами в Бресте, когда мы были в хостеле (на самом деле это была гостиница. - Авт.). Мы хотели посмотреть ТВ, но было слишком поздно, и ни одна из программ не работала. У нас такое было, когда мы были маленькими. Во Франции сегодня круглосуточное вещание.