Игорь Драко. СТРАСТИ. Настоящий патриот машину у москаля не купит

Один оппозиционный политик, такой весь антироссийский господин, в Смоленске машину по дешевке прикупил...

Игорь Драко

Игорь Драко. Родился в Фергане (Узбекистан), в школу ходил в Ивье (Гродненская область), окончил Санкт-Петербургский университет (Россия). Гражданин Республики Беларусь, которому почему-то не дают эфир на БТ. Любит читать, слушать, смотреть, писать и говорить, но не верит, что в споре рождается истина, поэтому предпочитает беседу.

Опять эта имперская Россия вредит Беларуси… Нет бы, как и мы, все цены пересчитывали в доллары, так ведь нет, держатся за свой рубль. Только у самовлюбленных россиян может быть так: курс рубля рухнул на сорок процентов, а инфляции к концу года ожидается не более десяти процентов. И получается, что в России сейчас все дешевле, чем в Беларуси. Но должно же быть наоборот!

У белорусских чиновников, которые отвечают за экономическое развитие страны, сейчас, наверное, предынфарктное состояние.

Вроде бы ничего не предвещало беды: с одной стороны, в связи с российским эмбарго спекуляция креветками, лососем и яблоками пошла довольно успешно (несколько фур, которые не пропустили на территорию Российской Федерации, не в счет); со второй стороны, нефти на следующий год Россия пообещала дать столько, сколько нам надо. Ну, а сам факт девальвации российского рубля — это ли не повод для ликования?

Оказалось, что радоваться нечему. Пропагандисты, конечно же, успели покричать: «Смотрите, как у нашей восточной соседки все плохо с финансами!»; правительственные экономисты были более сдержанными, и недовольно забурчали только сейчас, когда упавший курс российского рубля стал негативно сказываться как на экспорте, так и на импорте.

Пропагандисты услышали их бурчание — и понесли в массы информацию о том, как сильно страдает рынок Беларуси от того, что в России — внимание! — многие товары дешевле, чем в Беларуси: белорусы едут к соседям за покупками, а белорусские продавцы как отечественного, так импортного ассортимента несут убытки.

Взять в качестве примера «подрывного товара» свинину пропагандисты не смогли. Стыдно признавать, что свинина в Смоленске чуть ли не на половину дешевле, чем в Витебске.

Плакаться о том, что на этот Новый год в белорусские агроусадьбы россияне решили не ехать, неумно: снижайте цены, и туристы к вам вернутся.

Пришлось остановиться на автомобилях (про бензин промолчали, хотя разница в 45-50 процентов значительно увеличила число автомобилей с белорусскими номерами на заправках в Псковской, Смоленской и Брянской областях).

«Остановились» на автомобилях «патриотично»: а) покупая автомобили в России, белорусы вывозят из Беларуси валюту (негодяи эти обычные белорусы: раньше, когда приобретали подержанные иномарки, вывозили валюту на запад: в Литву и Германию, теперь — на восток); б) не покупая автомобили в Беларуси, белорусы «валят» внутренний рынок.

На пункте «б» имеет смысл остановиться подробнее (рынок б/у автомобилей рассматривать не будем, так как пропагандисты бьют тревогу в связи с катастрофическим падением продаж новых автомобилей; частник, потерявший тысячу долларов, их не интересует вообще, так как лоббировать свои интересы, в отличие от автосалонов, он не умеет).

Почему в Беларуси автомобили стоят дороже, чем в России (причем, стоили они дороже и до падения курса российского рубля)?

Один вариант ответа уже был дан: потому что в России считают в рублях, а не в долларах. Вы можете себе представить, чтобы автомобиль, который стоит сегодня в Беларуси 200 млн. бел. рублей, завтра после девальвации рубля на 40% стоил бы все те же 200 млн. рублей? Не можете. Он бы стоил 280 млн.

Второй вариант ответа является следствием первого: жадность и привычка владельцев автосалонов по легкому срубить деньжат не позволяют ценам на новые автомобили в Беларуси падать до уровня российских.

Киа, фольксваген, шевроле, рено, лада, хёндай… Все эти марки производятся в России, они же продаются на белорусском рынке. Отчего же такая разбежка в ценах? Я слышал, как то ли владелец, то ли главный менеджер салона говорил в интервью корреспонденту БТ, что у них сейчас автомобили идут по себестоимости, т.е. по отпускной цене производителя. Врет, конечно.

Производители пишут на своих сайтах рекомендованную розничную цену, ее и придерживаются дилеры в России. И в России белорус покупает машину как раз потому, что там действительно рекомендованная производителем цена, а в Беларуси — нет, потому что то ли владелец, то ли главный менеджер автосалона в Минске врет и не краснеет.

Теперь пропагандисты (пока только пропагандисты, чтобы проверить, как отреагирует народ) предлагают принять меры по защите внутреннего рынка.

Сразу хочется поинтересоваться: какого внутреннего рынка? Мы что, производим те же автомобили, что производят в России? Наверное, для пропагандистов интересы внутреннего рынка — это интересы владельцев автосалонов. Лично мне все равно, что в белорусских автосалонах упали продажи. Я даже немного рад этому. Может, наконец, научатся работать в рыночных условиях.

В Таможенном союзе, куда входит Беларусь, сделали автомобиль. Производитель от дилеров требует за него фиксированную сумму, и ему все равно, где «прописан» этот дилер: в Москве, Минске, Астане или Ереване.

Допустим, это Фольксваген. Говорит: «За мой Polo-седан мне надо 500 000 российских рублей». Российский дилер продает его за 550 000, навар 10%, не так и мало. Белорусский дилер (который, заметим, не платит таможенные сборы) переводит российские рубли в доллары: выходит до 10 000 $. Потом накидывает 2500 долларов и предлагает покупателю автомобиль за 12 500, т.е. дороже, чем его российский коллега на 1500 долларов.

Что в таком случае делает рядовой белорус? Он считает: «Ага, 500 долларов на дорогу, может и дешевле обойдется. 1000 баксов экономлю. Жена, собирайся, едем в Россию» (сэкономит он, скорее всего, еще больше, поскольку я тут брал условные цены).

Точно так же поступает и не рядовой белорус. Я знаю, что один оппозиционный политик, такой весь антироссийский господин, границу с Россией хочет, Беларусь в НАТО видит, и вообще для него все зло мира исходит от России, в Смоленске машину по дешевке прикупил. И правильно сделал: не побоялся показать, что он такой же белорус, как и все мы: можем сколько угодно ругать Россию, но как только есть возможность выгодно поменять доллары на какой-то российский товар, то… Нет, нет, никакой политики, никакой идеологии, только бизнес.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

  • "Нет бы, как и мы, все цены пересчитывали в доллары, так ведь нет, держатся за свой рубль. Только у самовлюбленных россиян может быть так: курс рубля рухнул на сорок процентов, а инфляции к концу года ожидается не более десяти процентов." Автор никогда не слышал о временном лаге инфляции? Между собственно изменением курса национальной валюты и стабилизацией на новом уровне потребительских цен? Не надо быть пророком, чтоб утверждать, что с ростом цен у россиян все еще впереди, да и рубль российский пока не то, что не достиг дна - оно еще даже не просматривается. Беларусь пользуется этой российской ситуацией? Ну, пользуется. Как в прошлом россияне пользовались нашей, когда была такая возможность. Мораль статьи, собственно, в чем? Экономика - дело грязное? Белорусы должны быть совершенны, как Отец наш небесный, и не должны покупать российские товары, потому что на них Каинова печать? Или это опять к вопросу о превосходстве щедрого имперского менталитета над белорусской жадной местечковостью? :)