Появятся ли в Беларуси «окна надежды» для обреченных младенцев?

Бэби-боксы спасают детские жизни во всем мире, но наши чиновники не хотят их внедрять…

 

Бэби-боксы спасают детские жизни во всем мире, но в Беларуси чиновники выступают против такого нововведения.

Бэби-боксы — это специальные ящички с сигнализацией, вмонтированные в стену больницы или другого социального учреждения, в которые матери могут анонимно подкинуть нежеланных новорожденных детей и при этом не подлежать уголовному преследованию.

Марина Артеменко, заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты, отвечая на вопрос об отношении к открытию бэби-боксов в Беларуси, в ходе онлайн-конференции на сайте БЕЛТА сказала: «На мой взгляд, важным является, чтобы рождение каждого ребенка было желанным. Именно на это направлена Национальная программа демографической безопасности. Сегодня мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения отказов от новорожденных детей, и ее важно сохранить. Открытие бэби-боксов для подкинутых детей может повлечь увеличение количества брошенных детей, поскольку родитель не будет нести ни моральной, ни материальной ответственности».

Другими словами, чиновник не поддерживает идею внедрения бэби-боксов.

Между тем в России планируют открыть целую сеть этих так называемых «окон надежды». А более чем десятилетний опыт успешного функционирования такой системы в Германии, Италии, Венгрии, Южной Африке, Бельгии, Чехии, Австрии, Латвии и некоторых других странах является лучшим аргументом в пользу бэби-боксов.

У нас же много лет твердят одно и то же: в стране уменьшается количество отказов от детей. Действительно, число отказов в последние годы снизилось — с 483-х в 2004 году до 117 случаев в 2010-м. Однако это случилось не потому, что родители стали более сознательными. А потому, что в результате вступления в 2007 году в действие декрета президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в законодательство было внесено изменение, усиливающее ответственность родителей за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей.

При этом шокирующие сообщения об убийстве младенцев в Беларуси появляются постоянно. Вот лишь несколько последних примеров. 24-летней жительнице Полоцкого района, зарезавшей своего двухмесячного сына,  предъявлено обвинение в убийстве заведомо малолетнего (пункт 2 части 2 статьи 139 Уголовного кодекса). В Могилеве 21 марта в комнате общежития со следами побоев обнаружен труп мальчика 2011 года рождения. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила от черепно-мозговой травмы. Предварительно установлено, что ребенка избил 39-летний отец, ранее судимый за угрозу убийством и применения насилия в отношении сотрудника милиции. Подозреваемый задержан. В Марьиной Горке 21 октября прошлого года в мусорном контейнере был обнаружен труп новорожденного. Установлено, что смерть ребенка наступила от механической асфиксии.

В 2010 году Минским областным судом к 10 годам лишения свободы была приговорена 43-летняя жительница Узды, мать пятерых детей, обвиненная в умышленном убийстве новорожденного ребенка. Ее признали виновной в том, что в конце ноября 2009 года она убила своего шестого новорожденного ребенка, которого положила в полиэтиленовый пакет и бросила в выгребную яму. Обвиняемая раньше уже была осуждена за покушение на убийство своего ребенка, но тогда отделалась условным осуждением к трем годам лишения свободы.

Заместитель председателя ОО «Защита прав отцов и детей» Анатолий Швецов, рекомендует белорусским властям подумать о том, как можно помочь женщинам, которые оказались в безвыходном — с их точки зрения — положении: «Бэби-боксы — гуманная инициатива. Ведь гораздо хуже, когда ребенка выбрасывают на свалку, как это порой делают теперь, чем когда будет возможность оставить его в бэби-боксе».

Психолог Наталья Олиферович подчеркивает, что жизненные обстоятельства у рожениц бывают очень разными: «Бэби-боксы рассчитаны на социально незащищенные слои населения, на женщин, рожающих детей, но не способных их растить. Данные статистики говорят о том, что всегда были, думаю, и будут, женщины, которые оставляют своих детей, делают аборты на больших сроках. Таким образом, очевидно, что бэби-боксы являются милосердной альтернативой убийству. Во все времена при церквях, монастырях оставляли новорожденных, и их там растили».

Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и материальный вопрос создания бэби-боксов. Ведь цена одного такого устройства — около тысячи евро. Но тут вопрос приоритетов. Что для государства важнее — побуждать родителей быть ответственными и заставлять их во что бы то ни стало растить детей или стремиться спасти каждую детскую жизнь?

Если исходить из последнего, говорит Олиферович, то необходимо заняться в том числе и изменением законодательства. Необходимо прописать как права женщин, оставляющих детей в бэби-боксах, так и детей. В некоторых странах, например, женщина имеет право вернуться за ребенком в течение определенного срока после того, как оставила его в бэби-боксе. Если же этого не произошло, он может быть усыновлен другими людьми.

В Беларуси значительно количество социальных сирот. Очень многие дети живут в семьях, в которых калечится их психика, считает Наталья Олиферович. Многие из них нежеланны и остаются в семьях только потому, что родители не хотят возмещать затраты на их содержание, если тех заберут в интернаты. При этом есть много семей, которые не имеют собственных детей и хотели бы усыновить сироту.

Психолог уверена, что назрела необходимость широкого общественного обсуждения темы устройства детей, особенно младенцев, которых родители не хотят растить. «Можно вести речь не только о бэби-боксах, но и каких-то других вариантах. Но в любом случае бэби-боксы — хорошая альтернатива целлофановому пакету, в который некоторые женщины заматывают своих детей».


  • Да о чём тут говорить? До такого идиотизма, который был внедрён "в результате вступления в 2007 году в действие декрета президента № 18", не доходили даже в Советском Союзе, поскольку ежу понятно, чем это чревато. Это просто застарелые детские комплексы Лукашенко: Сашенька был обделён отцовской заботой. А что из-за этих комплексов гибнут дети... ну так теперешнюю власть это не волнует.