Как Надежда Ермакова выросла в доме без электричества, а стала главой Нацбанка

Как, сэкономив на туфлях, отложить на два коттеджа в Дроздах? История успеха Надежды Ермаковой…

Историю взлета Надежды Ермаковой как представительницы «шкловских» чиновников можно считать феноменом середины 1990-х.


Photo.bymedia.net

«Когда пришло время выбирать, куда пойти учиться, я просто ткнула пальцем в газету, где была реклама учебных заведений для поступления. Выбор пал на Пинский учетно-кредитный техникум. Туда и поступила. Это действительно был выбор наугад — мы в деревне толком и не знали, что такое банк», — честно признается нынешняя глава Нацбанка Надежда Ермакова.

Впрочем, ее предшественник Петр Прокопович также оказался в Национальном банке случайно — перед вступлением в должность он полжизни проработал в строительстве.

Какие бы заявления ни делала Ермакова, в памяти белорусов она останется со своим пассажем про туфли.

«Ну вот у меня долларов нет, и я не иду в обменник. Мне он просто не нужен. У меня в 90-е не было и сегодня нет. Да, обувь завозится импортная, да, она станет немного дороже, но ничего страшного, сносим вместо двух туфель одни»,— заявила банкир накануне кризиса в 2011-м.

Вскоре после заявления Ермакову назначили руководителем Нацбанка. А еще через пару месяцев ей удалось добиться того, что не удавалось ни одному другому чиновнику, кроме Прокоповича, — получить второй участок земли возле Дроздов, что можно приравнять к статусу долларового миллионера.

Родина Ермаковой — самый край Беларуси

Надежда Ермакова (а тогда просто Надя Лупекина) родилась в 1953 году в деревне Розальмово Хотимского района. Это самый край Беларуси. Дальше только российские просторы. Больших населенных пунктов нет, поэтому и торговля здесь не развита. Впрочем, как и дороги.

Что представляет из себя Хотимский район сегодня? Это один из самых маленьких регионов страны и по площади, и по населению. За время президентства Александра Лукашенко район «усох» с 18 тысяч человек до 11,5 тысячи.

Хотимщина балансирует на грани десяти беднейших районов страны. Официальная средняя зарплата не дотягивает даже до 3,9 млн. рублей. Да и работать негде: на весь район только одно промышленное предприятие — льнозавод. Прибыли от него никакой, за прошлый год чистые убытки достигли 265 тысяч долларов.

Почему стоит обратить на это внимание? Чтобы понять, что перспектив перед хотимскими детьми никто не рисовал ни тогда, ни сейчас. Показательный пример — во время детства Ермаковой в Розальмово даже не было электричества. И это не на заброшенном хуторе, а в деревне на несколько сотен человек, центре сельсовета! Будущему банкиру приходилось делать уроки при лучине.

Отец Ермаковой был активным коммунистом

Семья Лупекиных была простой. Отец, Андрей Иосифович, работал электросварщиком. Он одним из немногих в деревне стал членом КПСС.

А вот мать, Людмила Алексеевна, была разнорабочей в колхозе. До середины 1960-х в колхозах сохранялась система трудодней, семье приходилось держать свое хозяйство. Но основной доход шел от шитья на заказ. Банкир хвасталась, что ее мама обшивала всю деревню. А потом научила и дочерей. Кроме Нади, у Лупекиных была еще младшая Люба.


Надя Лупекина с мамой, фото sb.by

В начальную школу Надежда ходила в Розальмово, а вот заканчивала яснополянскую восьмилетку — в соседней деревне. Причем училась на отлично. Здесь же проявилась ее активность — Лупекина была секретарем первичной комсомольской организации.

Профессию банкира выбрала наугад

После окончания школы 15-летняя девушка вырвалась из Хотимского района и поступила в Пинский учетно-кредитный техникум. Это тот самый случайный выбор профессии, который в будущем позволил ей вытащить счастливую карту. В отличие от школы, где Лупекина была отличницей, в техникуме она была далека от лидеров.

В 1971-м девушке пришлось вернуться в Хотимск. Подъем по карьерной лестнице Надежда начинала в местном отделении Белорусской республиканской конторы Госбанка СССР. За восемь лет ей удалось дорасти до заместителя руководителя. А заодно и получить высшее образование. Она заочно окончила нархоз.

Однако если на работе у Надежды всё было успешно, то в семейной жизни пришлось столкнуться с проблемами.

Оба мужа не оправдали надежд

20-летняя Надежда подрабатывала на хотимской танцплощадке, где и познакомилась с Аркадием Ермаковым. Позже в интервью она описывала, что муж был хорошим человеком, но злоупотреблял спиртным. Она надеялась изменить его, но тщетно.

Не признавали жениха и ее родители. Но вопреки всему молодые поженились. Свадьбы не было. «Сошлись — и сошлись», — вспоминает родственница Ермаковой Валентина Лупекина, которая до сих пор живет в Розальмово.

«В детстве мама всегда пела. Когда я вышла замуж, она петь перестала. Навсегда. Была категорически против моего брака. И жизнь показала, что она была права», — признавалась Ермакова.

В 1975-м в молодой семье родилась дочь Наталья. «Очень скоро наша жизнь превратилась в ад. Ад — не лучшее место для ребенка, и нельзя позволять себя унижать»,— рассказывала Надежда Ермакова. Настрадавшись, она решилась уехать вместе с маленькой дочерью в другой город.

В 1979-м Ермакова договорилась о переводе из Хотимска в Кировск на аналогичную должность — заместителя руководителя местного отделения Госбанка. В Кировске Ермакова провела четыре года, после чего пошла на повышение. В Шкловском отделении Госбанка она стала управляющей.

Шклов принес Ермаковой и вторую большую любовь. Здесь она познакомилась с бывшим милиционером Андреем, который со временем стал ее мужем. В браке родилась дочь Юлия. Однако и эта история любви оказалась печальной.

Как милиционер, Андрей рано вышел на пенсию. Переехав в Минск вместе с женой, он начал злоупотреблять спиртным. «Не нашел себя в столице», — объясняла Ермакова.

Борьба с алкоголизмом оказалось напрасной, как и в ситуации с первым мужем. Поэтому Надежда договорилась, что мужа заберет назад его первая жена. Через несколько лет Андрей умер.

История с двумя разводами фактически копирует жизненную ситуацию другой известной женщины в белорусской власти. Председатель ЦИК Лидия Ермошина также была инициатором расставания со своими мужьями.

Знакомство с Лукашенко

В Шклове Ермакова задержалась на 12 лет, причем большинство времени работала не банкиром, а чиновником.

Здесь же состоялось судьбоносное для нее знакомство — с директором совхоза «Городец» Александром Лукашенко. Став президентом, он не забыл про шкловскую финансистку и вознес ее до неслыханных высот.


Photo.bymedia.net

А сама Ермакова перевезла в Шклов всю семью. Кстати, родители Надежды переезжали вслед за ней и в Хотимск. Отец был хорошим плотником, поэтому сам поставил дом в райцентре.

Работу в банке Ермакова нашла и для младшей сестры. По словам родственников в Розальмове, Любовь до сих пор живет в Шклове.

Карьерный взлет в Минске

Карьерный взлет был неожиданным для самой Ермаковой. Александр Лукашенко позвал банкира в столицу работать в руководстве «Беларусбанка». Та сначала отказывалась, говорила, что не сможет... Но поехала.

Полтора месяца Ермакова работала заместителем у Тамары Винниковой. А когда ту назначили главой Нацбанка, Надежда Андреевна на 15 лет возглавила «Беларусбанк».

Эксперты не видят заметных провалов или отличительных достижений деятельности Ермаковой. В годы роста экономики Беларуси банк развивался, в годы кризисов — сбавлял обороты... Ермакова двигалась в унисон с лукашенковской моделью.

Еще во время обучения в пинском техникуме лучшей подругой Ермаковой стала Валентина Назаренко. В интервью Ермакова называла ее «второй мамой моих детей». В Хотимске ее старшей коллегой, а после и подругой стала еще одна Валентина — Лукьяненко. Получив высокую должность в «Беларусбанке», Ермакова ввела обеих подруг в состав правления. Назаренко стала заместителем председателя, а Лукьяненко — первым замом.

Дважды жительница Дроздов

В середине 2000-х несколько десятков влиятельных чиновников получили предложение построить коттеджи возле президентской резиденции в Дроздах. Среди них оказалась и Надежда Ермакова.

Для банкира выделили 15 соток в конце Изумрудного переулка, рядом с экс-председателем Конституционного суда Григорием Василевичем. Коттедж Ермаковой достался скромный, как для человека своего круга — площадью около 250 кв. м. Для сравнения, дом соседа Валерия Мазовки (возглавлял трест, который застраивал Дрозды) вдвое больше.

Через несколько лет после заселения Надежда Ермакова переписала свой коттедж на старшую дочь Наталью Чепикову.

Тогда же, в конце 2010-го, Ермакова приобрела себе двухкомнатную квартиру на улице Левкова в Минске.

Поэтому во время второй раздачи чиновникам наделов для строительства в столичном районе Веснинка (Дрозды-2) глава Нацбанка, официально уже не владевшая первым участком в элитном поселке, получила очередные 15 соток. 

 

Теперь Ермаковой досталось самое престижное место — на первой береговой линии водохранилища Дрозды, рядом с председателем Мингорисполкома Николаем Ладутько. Но если мэр пока даже не начал строительство, то Ермакова сможет заселиться в новый коттедж совсем скоро. На ее участке сейчас активно работают выходцы из Азии, которые не говорят по-русски.

Главная женщина Беларуси

Вот уже 15 лет Надежда Ермакова возглавляет Белорусский союз женщин. Одной из целей этой организации, которая насчитывает около 200 тыс. членов, декларируется «повышение роли женщин в общественной, экономической, социальной и культурной жизни». Однако не надо тешить себя иллюзиями. Феномен белорусских женщин-руководительниц в том, что, забравшись высоко по карьерной лестнице, они мечтают эту самую лестницу спрятать от других женщин. И Ермакова не исключение.

«Женщине нужно выбирать семью. Для нее это главное, — убеждена Надежда Ермакова. — А карьера — вещь второстепенная».


Фото nn.by

«Быть замужем — это значит идти повсюду за своим мужем, смириться с трудностями и невзгодами, которые возникают на этом пути. Когда мужа назначили на какую должность, отправили в другой город, он работает сутками — надо поехать за ним, взять на себя все домашние хлопоты», — советует председатель союза женщин.

Среди удачных проектов последнего времени, к которым причастен Белорусский союз женщин и лично Надежда Ермакова,— создание сайта Дадому.by с единой базой детей, ожидающих усыновления.

Однако времени на общественную организацию у председателя Нацбанка немного. В прошлогоднем плане работы союза женщин (план на 2014 год до сих пор не опубликован) Ермакова не упоминалось ни разу. Для сравнения, сопредседатель организации, бывший министр труда и соцзащиты Антонина Морова отвечала за проведение 15 мероприятий.

Зарплата председателя Нацбанка доходит до 2 тыс. долларов

Управляя «Беларусбанком», Ермакова тщательно выполняла задачи, которые ставил перед ней глава государства. И в середине 2011-го она получила кресло главы Нацбанка вместо Петра Прокоповича. Начало девальвации произошло еще при его управлении. А вот довела курс доллара до 8500 рублей именно Ермакова. За следующие пару лет белорусский рубль обесценился еще на четверть.

В большинстве стран персональная ответственность за постоянную девальвацию лежала бы на председателе Нацбанка. Но в Беларуси другая специфика — у Ермаковой нет самостоятельности в выборе финансовой политики. Задача Нацбанка фактически сводится к выполнению плана, задуманного администрацией Лукашенко.

А что же сама Ермакова, каково ее понимание экономической ситуации?

«Вы же финансист, почему сами не сделали вклад в валюте?» — спросили у нее в 2011-м, когда рубль обвалился в три раза. «Не знаю, я как-то нормально относилась к рублевым вкладам. Я — как и весь народ. Чем я лучше остальных?» — призналась председатель Нацбанка.

По словам Ермаковой, в конце 2012 она зарабатывала около 2 тыс. долларов в месяц и половину зарплаты отдавала на благотворительность.

Земляки не гордятся Ермаковой

Родного дома банкира в Розальмово не сохранилось. На его месте местные власти решили поставить символическую беседку. Около нее три раза в неделю собираются местные жители в ожидании автолавки.

В Розальмово про влиятельную землячку знают все. Но гордятся ли Ермаковой?

«Про Надьку пишете? А что о ней писать, что она хорошего сделала? — хором возмущаются розальмовцы около автолавки. — Вы бы лучше про доярку или пастуха написали! Что нам толку от Ермаковой и ее банка? Только наши деньги забирают!».

Обиду можно понять. Уровень жизни в деревне чрезвычайно низкий.

Миф о качественных белорусских дорогах на Хотимщине разваливается. От Розальмово до райцентра менее 20 км, но проехать напрямую невозможно. Смельчаков, пытающихся прорваться по засыпанной песком дороге, приходится вытягивать грузовой техникой. Чтобы попасть в райцентр, нужно ехать в объезд, вдвое дольше. Да и там дорога такая, что можно остаться без подвески. Автобус до Хотимска тоже идет в объезд, наматывая лишние километры, поэтому за проезд приходится платить более 50 тыс. рублей! Для сельских пенсионеров, вынужденных ездить в райцентр к врачу, это ощутимая сумма.


Справка

Надежда Ермакова родилась 19 апреля 1953 в селе Розальмово Хотимского района. Закончила Пинский учетно-кредитный техникум (1971), Белорусский государственный институт народного хозяйства (1978).

Работала в структурах Белорусского республиканской конторы Госбанка СССР: в 1971-1979 — в Хотимском отделении, в 1979-1983 — замглавы Кировского отделения, в 1983-1984 — руководитель Шкловского отделения.

В 1984-1994 работала в Шкловском райисполкоме, сначала заместителем председателя, после заведующей финансовым отделом. В 1994 — руководитель шкловского филиала банка «Север-Запад». В 1994-1995 — руководитель шкловского отделения «Белагропромбанка».

В 1996-2011 — заместитель председателя правления, председатель правления «Беларусбанка». С 2011 — председатель правления Нацбанка. С 1999 — председатель Белорусского союза женщин.

Дважды разведена, имеет двоих детей.


  • Феномен был бы, если бы кресло председателя Нацбанка страны занял талантливый выпускник экономического факультета Гарввардского университета, к примеру, а карьерный взлёт с территориальной окраской это насмешка над обществом, не более того. Да и заняв кресло НБ РБ это ещё не значит стать истинным банкиром, что и демонстрирует постоянная инфляция в стране сама большая среди стран СНГ.
  • [quote="umnik"]umnik 25.09.2014 // 10:14[/quote]+1!
  • «Вы же финансист, почему сами не сделали вклад в валюте?» — спросили у нее в 2011-м, когда рубль обвалился в три раза. «Не знаю, я как-то нормально относилась к рублевым вкладам. Я — как и весь народ. Чем я лучше остальных?» - И это председатель Нацбанка. Ещё нужно объяснять, почему экономика в полной жопе?
  • Если ты несилен в уме - попробуй себя во власти. Ермакова не исключение.
  • Из книги "Нашествие": "На второй день, после поездок в ЗИЛе уже под Президентским флагом, Лукашенко сидел в бывшем кабинете Кебича и составлял указы. Он не знал, как они пишутся. Вокруг валялись скомканные рваные листки. Так, надо не забыть Надьку Гарбузову. Куда ее? Хозяйственная баба. Моего пацана не бросила, растит. Атолина посажу… Пусть Совмин кормит. Ореховскому надо что-то дать. Не подвел мужик. Вовка Коноплев… Нашатался по деревням, самогона попил, погоны совали. В помощники его… Не забыть бы кого-нибудь. Так, Надька Ермакова из шкловской сберкассы. Часто к ней после баньки захаживал… Надо что-то придумать для нее. Инка Дробышевская. Баба грамотная. Понятливая… знают про их отношения, да хрен с ними. Не он один к ней в гостиничный номер захаживал. Правда, пьет, но стакан держит. Все болезни изнутри знает. Надо здравоохранение ей поручить. Ванька Титенков. Этот может… В стране все бесхозное. Надо переписать и заинвентаризировать. Лучше Вани с этим никто не справится. Ему Синицын рассказывал, как Ванька из кассы фонда «Наследие Чернобыля» растворил 400 тысяч долларов. Да так, что концов найти никто не может. А какой он Президент без своих денег? Ментов: Малумова, Корпиевича, Сазонова трудоустроить надо. Он постоянно зачесывал волосы, спадающие на лицо. От напряжения вспотел. Указ начал у него получаться."