Агротуризм спасет деревню от безделья и пьянства

Власти считают, что агротуризм должен «вытянуть» въездной туризм. Поэтому даже доводится план по количеству усадеб в каждой области...

«Семь лет назад мы не знали такого слова «усадьба», а сегодня зарегистрировано 884 усадьбы, хозяева которых оказывают услуги в сфере сельского туризма», — заявила председатель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова на недавнем семинаре, посвященном вопросам развития сельского туризма на местном уровне.

агротуризм

Шикарное государственное законодательство

Семинар в усадьбе «Марцинова Гусь» начался с подколки, мол, из-за отсутствия указателя (что вовсе не частная проблема) несколько приглашенных заблудились на проселочных дорогах.

Далее хозяйка одной и усадеб эмоционального заявила: «От чиновников нам ноль информации, ноль помощи и ноль взаимодействия». Чиновному люду тоже было что возразить: «А вы пришли к нам в отдел спорта, вы прислали нам фотографии и контактные телефоны для размещения в каталоге? Если вы не были в отделе спорта, то вас как бы и нет».

Но, несмотря на такую пикировку, дальнейшая работа показала, что стороны готовы и способны услышать друг друга.

Как отмечалось, есть «шикарное государственное законодательство». Действительно, чтобы получить статус хозяина агроусадьбы и начать принимать туристов, достаточно всего лишь зарегистрироваться в сельском совете. Ставка налога — одна базовая величина в течение года. Но и затраты на обустройство усадьбы приличные, нередко без кредитов не обойтись. Впрочем, некоторые участники семинара жаловались, что заявки на получение кредита рассматриваются… в течение года. Да и для получения ссуды необходимо собрать весьма внушительный пакет документов и выдержать «экзамен» перед разными комиссиями.

Самый проблемный уровень во взаимоотношениях с властью — местный, говорили многие участники семинара. Но именно такие встречи и способствуют тому, чтобы проблем стало меньше.

Местные власти призваны оказывать методическую помощь владельцам усадеб. На сайтах райисполкомов совершенно бесплатно размещается информация об агроусадьбах. Также бюджетные деньги выделяются на изготовление рекламной продукции.

К слову, в состав общественных советов по развитию агроэкотуризма входят и представители местной власти. Правда, не во всех областях пока они созданы, но работа в этом направлении ведется.

Агротуризм работает по методу толоки

«У нас нет зависти, наоборот, мы помогаем друг другу», — отметил председатель общественного совета по развитию агроэкотуризма в Воложинском районе Анатолий Ганец. Помощь выражается в том, что, допустим, приехали туристы в «Мартынову Гусь» к семье Белых, и они своими силами организовали для них трехдневную программу пребывания. А еще шесть дней туристов занимают их соседи-коллеги. И они тоже «делятся» туристами с соседом. Иностранные специалисты в области сельского туризма называют это кластерным методом, по-нашему можно назвать толокой.

Очень важно, что в сферу агротуризма втягиваются и другие жители села: кто-то продает продукты, кто-то оказывает транспортные услуги, то есть у людей появляется заработок. Но еще более важно, что посмотрев на симпатичный дом соседа, и другие сельчане начинают жить по-новому.

«Мой сосед, любивший выпить, вдруг вспомнил, что умеет плести корзинки, — делился в кулуарах семинара один из хозяев усадьбы. — И как-то он мне говорит: давай буду заниматься с твоими туристами. А это уже другая жизнь: никому не интересен пьяный «учитель», к тому же и свой дом, сад надо привести в порядок. Вообще, соседи готовы помочь, поддержать, что приятно удивляет».

Заместитель председателя Общественного совета по развитию агроэкотуризма в Минской области Эдуард Войтехович подчеркнул, что с появлением такого вида сельского бизнеса как агротуризм на селе все больше остается молодежи. Кстати, среди владельцев усадеб немало бывших горожан.

Стоит отметить, что владельцы агроусадеб Минской области люди очень интересные, неравнодушные в широком смысле этого слова. Они уже давно не живут по принципу моя хата с краю, а занимаясь бизнесом, думают не только о прибыли, но и о содержательной части отдыха туристов.

«Нам такие туристы, которые просто хотят выехать на природу, покушать шашлыков, не интересны, — сказал один из владельцев усадьбы. — Мы работаем с теми, кто стремится к познавательному и активному туризму».

Как оказалось, владельцы агроусадеб предпочитают туристов от 27 лет и старше. Молодежь, мол, неуправляема. А вот Сергей Рукшта принимает в основном молодежные компании. Когда-то Сергей работал трактористом и собирал на колхозных полях камни. Потом по старобелорусской технологии построил из этих камней три дома. Теперь приглашает на отдых и для проведения корпоративных мероприятий большие компании, в том числе и молодежные. «Умеет держать дисциплину», — похвалили коллеги Сергея.

Плановые показатели пробираются в сферу агротуризма

Власти считают, что агротуризм должен «вытянуть» въездной туризм. Поэтому даже доводится план по количеству усадеб в каждой области. Однако как бы плановое развитее сельского туризма не погубило это хорошее начинание. Ведь каждый регион имеет свою специфику. Есть традиционно курортные зоны, есть крепкие сельскохозяйственные территории. И пусть бы каждая развивалась в соответствии со своими способностями и возможностями. В одном районе и двух агроусадеб достаточно, а где-то может быть хоть двадцать в одной деревне.

Кроме того, пока у нас не будет нормальной инфраструктуры, придорожного сервиса глупо надеяться, что избалованные комфортом западноевропейские туристы хлынут в Беларусь.

В настоящее время, по данным хозяев агроусадеб, более 90% отдыхающих — граждане Беларуси. Официальной статистики нет, но говорят, что в минувшем году в агроусадьбах отдохнуло 70 тысяч туристов. Между тем, иностранцам выгодно отдыхать в усадьбах, ведь в отличие от санаториев, в них один прейскурант для граждан любой страны.

«Года три назад мы отдыхали в зарегистрированной агроусадьбе. По-моему, люди, получающие среднюю зарплату по стране, такой отдых позволить себе не могут, — говорит Игорь, работник столичной фирмы. — Напрягало то, что нас постоянно хотели развлекать, занимать и за каждый чих надо доплачивать. Хотя я понимаю, что развлекали из лучших побуждений, и денег заработать хотели — это нормально.

Два последних года мы отдыхаем летом у наших знакомых, имеющих большой хороший дом в деревне. За жилье платим в два раза меньше, чем платили «статусным». Для ребенка лучший аниматор — дочка хозяев. Захотела моя малая покормить курочек, купила в сельмаге пакет пшена и пошла с хозяйской дочкой к ее бабушке. А в агроусадьбе это уже была бы услуга, которая обошлась бы больше стоимости килограмма крупы. Понимаете, мы видели работу гончара и кузнеца. Второй раз нам это неинтересно. Моей жене не в кайф собирать ягоды — а именно такими развлечениями нас потчевали в официальной усадьбе. Завидки берут в части их налогов.

А если серьезно, то это очень перспективное направление работы. Если что и способно поднять село и, главное, спасти от пьянок местное население, так это развитие туризма».

Имея опыт отдыха в агроусадьбе, соглашусь с Игорем: дорого. А что у нас дешево? Мне повезло с хозяевами — не грузили. Программа была предварительно оговорена и никаких вопросов не возникло. Все пожелания, как-то «блины не знаю из какой муки, но они коричневые», были выполнены. Мне пытались создать дискомфорт отдыхающие, которые не могли автономно существовать: везде им надо было влезть, высказаться и причесать всех под одну гребенку: «Как это вы не пойдете в баню, все же идут».

А сколько у вас петухов?

Как уже отмечалось, получить статус агроусадьбы довольно просто. Из официально зарегистрированных 884 усадеб далеко не все работают круглый год, некоторые только летом. Но абсолютно точное количество агроусадеб, по большому счету, неизвестно, ведь многие так называют себя, не имея официального статуса. Между тем, уже есть первые судебные иски о ненадлежащем оказании услуг в зарегистрированных агроусадьбах.

Поэтому добросовестные хозяева усадеб ратуют за сплочение, объединение, сотрудничество и постоянный обмен информацией. «У нас разработан договор, и мы строго выполняем взятые на себя обязательства, — заверял Александр Решетников, хозяин усадьбы в Молодечненском районе. — Лучше чуть больше дать людям, чем недодать. Надо серьезно подходить к делу. Недопустимо, чтобы владелец усадьбы выпивал вместе с гостями, таким не место в наших рядах».

Заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Елена Брок обеспокоена тем, что вокруг Минска немало коттеджей, владельцы которых сдают на сутки комнаты, а постояльцы творят там всякие непотребства, вплоть до криминала. При случае и такие «подпольщики» уверяют, будто тоже занимаются агротуризмом.

Бороться с нелегалами от сельского туризма административными методами практически невозможно. Даже если налоговый инспектор придет к такому нелегалу, он скажет: друзья отдыхают. И попробуй докажи обратное.

Впрочем, практически все легальные поставщики услуг в сфере сельского туризма так или иначе официально себя рекламируют, хотя и признают, что лучшая реклама — сарафанное радио.

БОО «Отдых в деревне» тоже составило каталог агроусадеб, присвоив каждой несколько петухов по аналогии с гостиничными звездами. Наличие усадьбы в каталоге — это своего рода общественное поручительство. В перспективных планах БОО «Отдых в деревне» сертификация усадеб, и тогда это уже будет официальная гарантия качества услуг.


  • И всё же осталось не до конца понятным, чем же должно наделяться здание, чтобы считаться усадьбой? Есть какието лимиты в кол-ве мест, комнат?