Суды получили рекомендации по рассмотрению жалоб по административным делам

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, предотвращения судебных ошибок пленум Верховного суда Беларуси 30 марта дал судам рекомендации о необходимости строгого соблюдения законодательства при рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, обеспечения условий для реализации участниками административного процесса права на обжалование постановлений.

Как сообщила БелаПАН пресс-секретарь ВС Юлия Ляскова, участники пленума ВС отмечали, что наличие многоступенчатой системы проверки законности вынесенного постановления по делу об административном правонарушении способствует реализации задач административного судопроизводства, предупреждению необоснованного привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Изучение судебной практики показало, что при рассмотрении жалоб и протестов судами общей юрисдикции в целом обеспечивается всесторонняя, объективная проверка законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем выявлен ряд случаев, когда суды допускали нарушения процессуального законодательства.

В частности, суды не всегда обеспечивали условия для реализации участниками административного процесса права на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях.

По некоторым делам суды необоснованно возвращали жалобы лицам, их подавшим, отказывали в восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока на обжалование.

В отдельных случаях оперативность рассмотрения жалоб и протестов существенно снижалась ввиду несоблюдения сроков вручения участникам административного процесса копий постановлений по делам об административных правонарушениях или их мотивировочных частей, а также нарушения сроков направления жалоб и протестов вместе с делом в суд, уполномоченный их рассматривать.

Кроме того, как отмечалось на пленуме, при рассмотрении жалоб и протестов отдельными судами допускались ошибки, повлекшие отмену или изменение постановлений по делам об административных правонарушениях после их вступления в законную силу.

Не все постановления, выносимые по результатам рассмотрения жалоб и протестов, соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

В них не всегда содержатся надлежащим образом мотивированные выводы о правильности или ошибочности обжалуемого решения, зачастую не указываются основания для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении.

По информации ВС, судами общей юрисдикции ежегодно рассматривается около 400.000 дел об административных правонарушениях (2014 год — 419.334, 2015 год — 328.773, 2016 год — 348.844). Доля дел, рассмотренных экономическими судами, составляет примерно 3% в год.

Областные суды в 2016 году рассмотрели 2.942 жалобы и протеста на не вступившие в силу постановления судов по делам об административных правонарушениях. В 2015 году — 2.668, в 2014 году — 2.469. По различным основаниям не вступившие в законную силу постановления судами областного звена отменены по 825 делам (778, 765).

Вступивших в законную силу постановлений судов в 2016 году было пересмотрено 1.972 (1.957, 1.687). Отменено более 25% постановлений.

В Верховный суд в прошлом году поступило 687 жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях в отношении 751 лица (577, 495). 52 постановления отменены с прекращением производства по делу. 22 постановления отменены с признанием деяния малозначительным.

В остальных 30 случаях основаниями отмен были в том числе: отсутствие состава правонарушения — 7 постановлений; в связи с истечением сроков наложения административного взыскания — 10 постановлений; за недоказанностью — 11 постановлений.

Председателем ВС изменено 22 (8, 5) постановления судов и 7 постановлений иных органов (в 2014 и 2015 годах — по 2). С направлением на новое рассмотрение отменено 16 (18, 16) постановлений судов и лишь 2 (15, 8) постановления иных органов.