«Карамельный» конфликт Беларуси и Украины может стать поводом для торговой войны
Межведомственная комиссия по международной торговле Украины пришла к выводу, что украинскую карамель на белорусском рынке незаконно притесняют...
Между Беларусью и Украиной назревает новый виток «карамельного» конфликта. Межведомственная комиссия по международной торговле Украины пришла к выводу, что украинскую карамель на белорусском рынке незаконно притесняют. Речь идет о введенных в августе 2008 года правительством Беларуси антидемпинговых пошлинах. Теперь вопрос заключается в том, признает ли факт дискриминации белорусская сторона. А если нет, то на какие ответные шаги может пойти украинское правительство.
Свое решение украинская комиссия по международной торговле приняла 6 марта после трехмесячного специального расследования. Оно проводилось по просьбе кондитерской корпорации «Roshen», продукция которой попала под санкции в Беларуси. Доля ее поставок в Беларусь составляет не более 5% объема внутреннего производства. Первый раунд борьбы против пошлин эта компания, можно сказать, уже выиграла. Правда, лишь на своей территории.
Напомним, в конце декабря 2006 года концерн «Белгоспищепром» подал заявление в Министерство иностранных дел с просьбой принять меры к украинской карамели. Концерн посчитал, что поставщики карамельной продукции (карамель, ирис, мягкие конфеты) нашей южной соседки демпингуют на белорусском рынке. В связи с этим для защиты внутреннего рынка МИД провел антидемпинговое расследование. Его итогом стало введение в августе 2008 года на 3 года антидемпинговых пошлин на украинскую карамель. В частности, на карамель, не содержащую какао, размер пошлины составил 11,76% от таможенной стоимости, содержащую какао — 23,9%.
По мнению МИД, в последние годы белорусскую продукцию вытесняли с рынка украинские производители карамели. Например, за период с 2003 по 2005 годы ее доля в объеме потребления в Беларуси снизилась на 17 процентных пунктов при одновременном росте объемов импорта карамели из Украины в 3 раза и увеличении ее доли в объеме потребления с 8% до 23%.
В немалой степени это происходило за счет «жесткой ценовой конкуренции» со стороны украинской карамели, которая продавалась в Беларуси по демпинговым ценам. «В период расследования украинская карамель была значительно дешевле белорусской: карамель без какао — на 7-20%, с содержанием какао — на 34-35%», — говорилось в официальном заявлении МИДа. Там посчитали, что демпинговая маржа в зависимости от вида товара составляла от 4,05 до 23,9%.
Украинские производители с обвинениями в демпинге не согласны. Ведь более низких цен можно добиться за счет снижения себестоимости продукции. А на старом оборудовании, как у белорусских производителей, это вряд ли возможно.
Впрочем, среди инициаторов антидемпингового расследования гендиректор «Roshen» Вячеслав Москалевский белорусских производителей, как ни парадоксально, не усматривал. «Это инициатива не белорусских кондитеров, а одного человека, чья компания, насколько мне известно, поставляет белорусским фабрикам сырье по завышенным ценам, — говорил он в 2007 году в интервью «БелГазете». — Учитывая, что за последние годы никакого технического перевооружения ни на «Коммунарке», ни на «Спартаке» не проводилось, конечно, единственный выход обеспечить реализацию продукции на внутреннем рынке — проводить вот такие антидемпинговые расследования».
По утверждению белорусской стороны, демпинговый импорт карамели из Украины сдерживал рост отпускных цен белорусских производителей и в результате «оказал негативное влияние на положение отрасли». Это выражалось в ухудшении финансово-экономических показателей белорусских производителей.
Однако украинская межведомственная комиссия по международной торговле пришла к выводу, что белорусская сторона такой взаимосвязи доказать не смогла. Она называет «дискриминационными» действия Беларуси по отношению «к законным правам и интересам субъектов внешнеэкономической деятельности Украины», которые занимались реализацией украинской карамельной продукции.
Теперь интрига заключается в том, признает ли факт дискриминации белорусская сторона. Консультации между Беларусью и Украиной о пересмотре антидемпинговых мер ведутся, но скорее в дежурном вялотекущем режиме. В начале марта начальник управления внешнеэкономических связей, торговли и маркетинга концерна «Белгоспищепром» Николай Хорошун дал понять, что какие-либо изменения произойдут не скоро. «Как введение, так и отмена защитных мер — процесс длительный сам по себе», — заявил он агентству «Интерфакс-Запад».
Между тем, украинская сторона вряд ли согласится оставить все как есть. В сентябре 2008 года глава «Roshen» Вячеслав Москалевский обещал, что если в суде украинской корпорации не удастся доказать свою правоту, то она будет добиваться применения ответных мер в отношении белорусских производителей.
«Я не хотел бы распространяться, какие это будут меры», — сказал он в интервью газете «Белорусы и рынок». По его словам, объем поставок белорусских кондитерских изделий в Украину близок к нулю. Соответственно, воздействовать симметричными мерами на белорусских коллег в данном случае нет особого смысла.
Как пример возможных санкций он привел белорусские тракторы: «Каждый второй трактор в Украине — белорусского производства. Ведь можно считать, что таким образом ущемляются права украинских производителей тракторов».
Рычагов воздействия на власть у «Roshen» хватает. Кондитерская корпорация принадлежит семье украинского олигарха, политика Петра Порошенко. Собственно, от его фамилии и образовано название компании. В Украине его именуют сахарным и шоколадным бароном. Он также является кумом президента Виктора Ющенко.
К слову, еще в августе, после введения санкций к украинской карамели, украинские эксперты активно обсуждали, какими последствиями это может обернуться для белорусского экспорта. В частности, назывались возможные препоны в отношении сахара и сахарных сиропов, спичек, искусственного волокна, шин. Мол, украинских производителей, потенциально поддерживающих «торговую войну» между Украиной и Беларусью, предостаточно. В то же многие эксперты сомневаются, что украинское правительство пойдет на такие шаги, поскольку свою роль может сыграть геополитика.
К тому же ответные меры может принять и белорусская сторона.
Впрочем, у украинских производителей могут появиться новые претензии, если белорусское правительство введет, как предлагает Минэкономики, повышенные таможенные пошлины на целый ряд импортных товаров, аналоги которых в достаточном количестве производятся в Беларуси. Ведь исключение планируется сделать лишь для российских производителей.
Обсудим?