«Полонезы» могут поставить в один строй с «Искандерами»
Белорусские ракетные комплексы могут быть использованы для совместного с Россией ответа НАТО.
Усиливающееся противостояние России и НАТО у границ Беларуси, скорее всего, заставит Минск скоординировать свои дальнейшие шаги в области обороны с действиями Москвы и нарастить производство современных ракетных вооружений.
На завершившейся 27 октября в Брюсселе встрече министров обороны стран НАТО был окончательно утвержден состав четырех многонациональных батальонов, которые предполагается разместить в Латвии, Литве, Эстонии и Польше. Возглавят эти подразделения США, Германия, Великобритания и Канада.
В состав же батальонов должны направить своих военнослужащих 17 государств. Эти подразделения займут места дислокации в период с января по июнь 2017 года.
Помимо этого, в следующем году планируется сформировать в Румынии при участии американских инструкторов, но под началом румынских генералов дополнительную многонациональную бригаду в качестве своеобразного второго эшелона.
Напомним, что решение о формировании и местах расквартирования батальонов общей численностью в 4 тыс. человек было принято на 27-й встрече глав государств и правительств стран Североатлантического альянса, проходившей в Варшаве 8-9 июля. Как следует из резолюции саммита, это стало ответом на агрессивные действия и риторику России.
По мнению инициаторов ответного шага, встревоженным странам (таким как Литва, Латвия и Эстония) американские или европейские военнослужащие на их земле принесут долгожданное успокоение, поскольку теоретически возможное нападение на них повлечет за собой гарантированный военный ответ НАТО.
То есть России дан вполне ясный сигнал. «Если вы пересекаете красную линию, вы вступаете в войну с 28 государствами», — прокомментировал решения варшавского саммита альянса посол Эстонии в Вашингтоне Эрик Мармей.
Однако высказывались и другие точки зрения на возможные последствия размещения натовских контингентов на территории восточных участников альянса.
Так, 11 июля в интервью Die Welt экс-глава ведомства федерального канцлера Германии Рональд Поффала указал на то, что «сегодня сложилась непростая ситуация». А именно: альянс реагирует на намерения России, Москва, в свою очередь, реагирует уже на конкретные действия НАТО. «Мы рискуем таким образом попасть в спираль эскалации», — сделал вывод Поффала.
Каковы возможные варианты ответа Москвы на такое символическое продвижение сил альянса?
Большинство экспертов (и западных, и восточных) сходятся в том, что Россия, вероятнее всего, в первую очередь выполнит старую угрозу развернуть на постоянной основе оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер» в Калининградской области.
Так, доктор военных наук Константин Сивков (Россия) неоднократно заявлял, что российскому командованию первоначально следует сосредоточиться на развертывании на западных стратегических направлениях группировки ОТРК «Искандер-М» и «Искандер-К» на 400-500 ракет в ядерном оснащении.
Этих сил, по мнению Сивкова, будет достаточно, чтобы разгромить в первом ядерном ударе группировки войск НАТО на оперативно-стратегическую глубину их построения с уничтожением системы ПВО и ПРО, а также тактической авиации в передовой зоне.
Но, как оказалось, планы Кремля простираются дальше. Согласно недавней публикации в московской газете «Известия», Балтийский флот в ближайшее время пополнится дивизионом малых ракетных кораблей (МРК) «Буян-М», оснащенных крылатыми ракетами большой дальности «Калибр». В состав Балтфлота также войдет ракетная бригада береговой обороны, оснащенная ракетными комплексами «Бастион» и «Бал».
В Калининграде уже размещена бригада зенитных ракетных комплексов С-400, что позволяет блокировать натовские контингенты в странах Балтии не только с моря, но и с воздуха. По мнению экспертов, размещение этих систем вооружения в Калининградской области станет асимметричным ответом на наращивание военного присутствия стран НАТО в прибалтийских странах.
Как отмечает директор российского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, новые береговые ракетные комплексы в Калининградской области и МРК на Балтике возьмут под прицел практически все Балтийское море, а самое главное, военную инфраструктуру, которая создается НАТО в Польше и Прибалтике.
Между тем, как отмечает ряд военных аналитиков, в этом контексте напрашивается вопрос об участии ближайшего союзника Москвы — Минска в подготовке ответа на появление батальонов альянса на подступах к Союзному государству. Ведь Беларусь является частью единого оборонного пространства. Тем более что ее сухопутная граница с натовскими государствами гораздо протяженнее российской.
Согласно метафорам московских военных аналитиков, Беларусь является клином, вбитым в глубину НАТО, «стратегическим балконом», нависающий над Европейским театром военных действий, «удавкой на шее» Балтии (что во многом обесценивает ее стратегическое положение). До сих пор в силе остается вековое правило, согласно которому при любом конфликте России и Европы сторона, желающая захватить инициативу, должна обеспечить контроль над Беларусью.
В свою очередь, белорусское руководство любит подчеркнуть свою роль в геополитической ситуации, складывающейся в нашем субрегионе.
Не так давно, в очередной раз комментируя обострение отношений России с НАТО, Александр Лукашенко заявил: «Мы давно заметили, как у наших, у белорусских границ разворачиваются новые контингенты НАТО. Беларусь реагирует на это адекватно и четко, но без лишнего гвалта и шума. В случае конфликта военные силы Беларуси первыми вступят в бой, после чего к ним подтянутся российские военные с запада» (имелся в виду запад России).
Однако вряд ли ответом на появление натовских батальонов в соседних государствах станет размещение дополнительных контингентов белорусских войск на северо-западе и западе нашей страны.
Выступая 12 апреля перед сотрудниками космического комплекса в Станьково, Лукашенко заявил, что сегодня самым действенным фактором сдерживания потенциального противника являются ракеты. По словам президента, сам факт наличия у Беларуси такого оружия, способного поразить цели на расстоянии нескольких сотен километров, заставит любого агрессора задуматься.
И хотя президент не назвал тогда наименование этого ракетного оружия, сейчас понятно, что речь шла о реактивной системе залпового огня «Полонез».
По словам министра обороны генерал-лейтенанта Андрея Равкова, уже сейчас дальность стрельбы «Полонеза» составляет 200 км. Кроме того, экстраординарна точность наведения: как отметил министр, на этой дальности вероятное отклонение от точки наведения составляет 1,5-1,7 м. При мощности боеприпаса 50 кг в тротиловом эквиваленте это — «гарантированное поражение».
Если дается полный залп установки восемью ракетами, то каждая из них наводится на свою цель: восемь ракет — восемь целей. Такая точность достигается благодаря инерциальной и спутниковой (ГЛОНАСС и GPS) системам навигации (а также, вероятно, использованию оптического или радиолокационного корректора).
В связи с этим некоторые комментаторы предполагают, что объекты НАТО на сопредельной территории будут взяты на прицел не только российскими «Искандерами» и «Калибрами», но и «Полонезами», которые уже поступают на вооружение армии Беларуси.
Как отмечалось на специализированном ресурсе belvpo.com, для гипотетического Европейского театра военных действий (ТВД) белорусские «Полонезы» можно поставить в один ряд с российскими «Искандерами». Возможности этих систем могут взаимно дополнять друг друга при выполнении задач комплексного огневого поражения.
Причем в условиях Европейского ТВД залп корректируемых реактивных снарядов «Полонеза» по эффективности будет в несколько раз превышать возможный залп «Искандера-М». Он позволит практически стереть с лица земли целое войсковое подразделение потенциального противника на дальности 200 км и более.
Вполне вероятно, писал belvpo.com, что в гипотетическом военном противостоянии Беларуси и России с НАТО целями для «Полонезов» могут стать авиабазы Минск-Мазовецкий, Демблин (Польша), Зокняй (Литва), Резекне и Лиелварде (Латвия). Характеристики отечественных РСЗО позволяют «достать» передовые командные пункты соединений быстрого реагирования НАТО, полигоны Нова-Демба, Елк (Польша), Рукла и Пабраде (Литва), на которых возможно размещение воинских формирований альянса.
И вполне возможно, что в свете меняющейся военно-политической ситуации министру обороны Беларуси придется скорректировать свое высказывание о том, что собственная потребность вооруженных сил страны в «Полонезах» будет небольшой. Похоже, что растущий внутренний и внешний спрос на эту систему заставит Госвоенпром значительно увеличить планы по ее производству.
Обсудим?