Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Зарплаты белорусов упадут до политически приемлемого уровня
«Запускать станок, чтобы обеспечить рост зарплат, правительство не будет, но сложно предположить, что в предвыборный год экономические власти допустят…» -
Рост цен может больно ударить по карманам белорусов
В Беларуси отменят мораторий на рост цен и вернут свободное ценообразование. Насколько в результате вырастут цены?
- МНС усилит борьбу с зарплатами «в конвертах»
- Белстат: Ситуацию в белорусской экономике нельзя назвать кризисом
- Белорусы заплатили 3 млрд. рублей налога с займов
- МНС оценивает объем теневой экономики Беларуси в 11%
- Завершена ратификация соглашения ЕАЭС об устранении технических барьеров в торговле со странами СНГ
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Правительство будет искать инвестиции у влиятельных воротил бизнеса
Беларуси нужны порядок в валютном регулировании, грамотное управление внешним долгом и воротилы бизнеса мирового уровня. Это лишь часть из общей коллекции поручений, которые Александр Лукашенко в свойственной манере раздал новому составу правительства на совещании 25 февраля.
Всем сестрам по серьгам раздавали на фоне «неплохих», как считает президент, в целом результатов работы экономики в январе. Глава государства даже пообещал не усердствовать в своей опеке над работой правительства.
«Я не собираюсь, как это было в прошлой пятилетке, чрезмерно опекать правительство, его экономический блок, да и силовой. Все знают задачи, которые стоят».
Но это чиновников не спасло. На правах рулевого Лукашенко наметил для правительства первоочередные задачи, а заодно и припомнил министрам основные ляпы в их работе.
Одной из главных тем обсуждения деятельности правительства стали финансовые вопросы: страна остро нуждается в валюте. Но иностранные инвесторы, имеющие запасы долларов и евро, хоть для них и созданы все условия, по-прежнему не рискуют своим капиталом.
«Недавно один из российских бизнесменов рассказал мне, что в одном из городов Брестской области полтора-два года назад они создали предприятия на 500 рабочих мест. Закупили швейные машинки, материалы на 200 тысяч долларов. Привезли, обеспечили людей работой. Но потом кому-то это не понравилось, машинки отобрали и продали или продают за бесценок. Это образец того, как не должно быть», — обратил внимание Лукашенко.
Подобные примеры привлечению инвестиций никак не способствуют, что усложняет задачу по привлечению в 2011 году запланированных 6,5 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций и обеспечению удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал на уровне не менее 21%.
Официальный лидер между тем предложил правительству, и, прежде всего, МИД, креативное решение вопроса инвестиций — искать «серьезных влиятельных воротил бизнеса мирового уровня с широкими контактами и весом в правительственных кругах. Вы буквально за руку должны вести их сюда. Ведь нам есть что предложить».
Однако, предупредил Лукашенко, продажа госсобственности не должна быть основным способом привлечение иностранного капитала.
«Не зацикливайтесь на приватизации и не понимайте прямые иностранные инвестиции исключительно как продажу государственной собственности. В стране много неиспользованных территорий, квалифицированной рабочей силы, возможностей для строительства предприятий с чистого листа».
Получать валюту реальный сектор может и своим силами. Для этого надо обеспечить необходимый рост экспорта продукции. В ближайшие пять лет экспорт товаров планируется увеличить в 2,2 раза. Задача, как считают власти, для промышленности выполнимая. Однако пока даже такие гиганты, как БелАЗ, судя по заявлению Лукашенко, наоборот, теряют миллионы долларов из-за непродуманной внешне-экономической
политики.
«Мне известно о расхлябанности, которая существует на предприятии. Забросали Россию своими машинами, а поставлять запчасти не хотят. А это миллионы долларов. Не обязательно поставлять новую машину, не у всех много денег. Поставляйте запчасти. Уже до меня доходят люди, которые покупали БелАЗы и просят разобраться. С Кемерово звонят и говорят, что 80% запчастей к БелАЗу они получают из Китая. Уже китайцы освоили производство наших запчастей», — заявил Лукашенко.
Расхлябанность, как оказалось, — распространенный подход не только к приобретению валютной выручки, но и ее использованию. Именно так Лукашенко охарактеризовал действия Нацбанка по ограничению доступа предприятий к валютным ресурсам.
«Сложилась ситуация, когда ключевые предприятия приносят валюту в страну, а премьер-министр и глава Нацбанка, основываясь на непонятных теориях свободного рынка, раздают кому попало эту валюту».
Лукашенко потребовал прекратить «отбирать у руководителей предприятий, организаций валюту, которую они зарабатывают, и раздавать тем, кто ее в страну не приносит».
Зато министр финансов Андрей Харковец получил полностью противоположное задание — денег не давать. «Вы должны стать для всех «Господином Нет», когда речь идет об увеличении бюджетных расходов», — подчеркнул Лукашенко, добавив, что государственные деньги должны выделяться тем, кто вернет их, многократно увеличив.
Думается, Харковец с радостью выполнит это поручение. «Государственная поддержка настолько масштабна, что ею пронизаны почти все сферы экономики. В 2011 году по сравнению с 2008 годом объем этих расходов бюджета вырос более чем в 5 раз и достиг 2,2 трлн. рублей», — описывал ситуацию министр финансов в начале февраля, констатируя необходимость ужесточения условия предоставления господдержки.
Лукашенко потребовал оптимизировать расходы госбюджета. Судя по всему, оптимизация коснется не только предприятий, но и доходов населения.
«Мы выполнили взятое на себя на третьем Всебелорусском народном собрании обязательство довести среднюю заработную плату по республике к концу 2010 года до 500 долларов. Теперь мы должны прямо и честно сказать людям, что дальнейший рост качества их жизни будет зависеть от личного труда и предприимчивости», — заявил глава государства.
На плечи Минфина ляжет и еще одна задача — разработка концепции управления валовым внешним долгом. «До настоящего времени мое поручение {о разработке концепции} не выполнено», — сказал глава государства.
По состоянию на 1 января 2011 года внешний государственный долг Беларуси составил 9,7 млрд. долларов при утвержденном лимите 11 млрд. долларов. Отношение внешнего госдолга к ВВП составило 17,8%. В Минфине констатируют, что Беларусь сохранит объем внешнего долга на экономически безопасном уровне. Но при этом не отрицают необходимость совершенствовать подходы к управлению внешним долгом.
Последние Комментарии