Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Банкротство госпредприятий. Топ-10 крупных дел за последний год
За год в Беларуси открыто больше двадцати новых дел о банкротстве государственных предприятий, имеющих значение для экономики... -
Сто дней правительства. Страной рулят банкиры-реформаторы?
6 апреля исполнилось ровно 100 дней со дня назначения нового руководства правительства и Национального банка…
- Старейшее кожевенное предприятие страны — могилевский «Кожевник» — признано банкротом
- В Бордо прошла презентация возможностей сотрудничества Беларуси с французскими компаниями
- Минтранс Беларуси обсудит с Россией вопрос автоперевозок
- Эффект от БКА превысил стоимость всей космической системы страны
- Положительное сальдо внешней торговли товарами исчерпано за месяц
- «Вопрос недели». Что сделало новое правительство за первые 100 дней?
- Лукашенко почувствовал «некое равновесие» в экономической ситуации
- «Вопрос недели». Белорусская или импортная — какую одежду вы покупаете?
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
Экономика
Экономические проблемы в Беларуси могут перерасти в политические
Экономические власти Беларуси пока предпочитают не делать решительных шагов в ситуации валютно-финансового кризиса, который охватил страну. Между тем, Андрей Илларионов, известный российский экономист, считает, что нерешенность экономических проблем может угрожать стабильности политической системы Беларуси. Об этом бывший советник Путина заявил в интервью интернет-газете Naviny.by.
Андрей Илларионов. 49 лет, экономист. В 1980-х годах входил в круг ленинградских экономистов-реформаторов, неформальным лидером которых был Анатолий Чубайс. В 1992-93 годах — первый заместитель директора Рабочего центра экономических реформ при Правительстве России. В 2000-2005 — советник президента России. Подал в отставку с этой должности в знак протеста против возобладавшей в России «экономической модели государственного корпоративизма». В настоящее время —президент российского Института экономического анализа. |
— Россия, скорее всего, попросит активы, которые ей интересны в Беларуси. В стране такие активы есть, Беларусь — не бедная республика. Поэтому первое условие, вероятно, будет заключаться в продаже активов.
Вторая составляющая условий выдачи кредита — политическая. Тема геополитической ориентации Беларуси последние два года активно обсуждалась и нервировала Москву. Поэтому российское руководство постарается получить гарантии, которые исключили бы уход Беларуси на Запад.
— Россия является одним из основных кредиторов Беларуси. Более того, Россия, по словам нынешнего российского премьера, еще и серьезно дотирует Беларусь. Вам, как бывшему советнику Путина, возможно, известны истинные цели такой экономической политики России в отношении Беларуси…
— В старом виде Советский Союз восстановить нельзя, и это понимает российское руководство. Однако невозможность реформировать СССР в старом виде не означает, что его нельзя возродить в новом. Поэтому Россия, используя разные инструменты, старается обеспечить лояльность политических лидеров тех государств, которые появились на территории бывшего Советского Союза.
— В Беларуси сегодня тяжелая финансовая ситуация — размера золотовалютных резервов хватает на оплату месячного объема импорта, появилась множественность курсов белорусского рубля… Какое будущее, на Ваш взгляд, ждет белорусскую экономику?
— Валютно-финансовая ситуация, в которой находится Беларусь, классическая. Таких в истории человечества были десятки.
Выход из нее — очевидный: это девальвация национальной валюты. Благодаря этому инструменту можно решить ряд проблем: множественность курсов, дефицит платежного баланса и других.
Вместе с тем отказ от девальвации, сохранение текущего курса белорусского рубля валютно-финансовые проблемы Беларуси не решит. Займы, которые просит Беларусь, только оттягивают девальвацию на некоторое время.
Россия в похожей ситуации находилась в 1998 году. Тогда российское правительство пыталось исключить девальвацию любыми способами. В результате за первое полугодие 1998-го Россия набрала кредитов на 25-26 миллиардов долларов. Но на девальвацию, в конечном счете, все-таки пришлось пойти.
В Беларуси сегодня аналогичная ситуация. Если набрать кредитов, то это позволит отложить девальвацию. Однако потом придется пойти не только на девальвацию, но и отдавать полученные кредиты. Отдавать же эти кредиты, замечу, придется не политическому руководству, а гражданам всей страны.
— Белорусские власти пока отказываются от девальвации, стараются решить проблему платежного баланса путем «удушения» потребительского импорта. Это эффективная политика?
— Ничего лучше девальвации рубля для «удушения» импорта нет. В результате девальвации конкурентоспособность, а следовательно, и объемы импорта упадут.
— Вы придерживаетесь мнения, что в Европе — два несвободных государства: Россия и Беларусь. Сегодня наша страна переживает тяжелые времена в экономике, и, глядя на состояние ее платежного баланса, можно ожидать, что экономические проблемы сохранятся надолго. Как вы считаете, нынешние экономические проблемы могут привести к политическим переменам в Беларуси?
— Это зависит от масштаба финансового кризиса в ней.
В России конца 20-го века затягивание решения экономических проблем чуть ни привело в 1998 году к смене политического руководства. Ельцину тогда с большим трудом удалось удержаться у власти.
В Индонезии же в 1998 году валютно-финансовый кризис привел к отставке правительства и к падению политического режима, который находился у власти 33 года.
Поэтому если политическое руководство Беларуси сегодня окажется недальновидным и станет откладывать решение проблем, то ситуация в экономике, в конце концов, может сильно ударить по политической системе.
Последние Комментарии