Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Минторг Беларуси нацелился на китайские интернет-магазины
    Не отрицая права белорусов на покупки в иностранных интернет-магазинах, Минторг считает, что эта сфера требует упорядочения…
  2. Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
    От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния...


Экономика

Поможет ли кредит от МВФ отсрочить сдачу активов российскому капиталу?

 

Беларусь замахнулась на внушительную кредитную поддержку от Международного валютного фонда в размере 3,5-8 млрд. долларов на 3-5 лет. Некоторые аналитики посчитали, что официальный Минск обратился к МВФ не только по причине развивающегося кризиса, но и в пику России. Мол, таким образом белорусские власти пытаются продемонстрировать, что они не загнаны в угол и при необходимости могут найти деньги на стороне, а не только у ближайшего союзника.

Но не появится ли у властей соблазн в случае положительного решения кредиторов из МВФ отсрочить неизбежную распродажу крупной госсобственности, на которую имеет виды российский капитал?

В ближайшие три года Беларуси необходимо реализовать госсобственность на общую сумму в 7,5-9 млрд. долларов, чтобы стабилизировать ситуацию в экономике, подсчитал министр финансов России Алексей Кудрин. Очевидно, что за этими суммами кроются в первую очередь российские интересы. Поэтому не случайно Александр Лукашенко так ревностно — «никакой бандитской распродажи страны не будет» — отреагировал на эти расчеты Минфина.

Станет ли желание Москвы наложить свою огромную лапу на белорусскую собственность поводом для белорусских властей отказаться от кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС?

Скорее нет, чем да. Во-первых, слишком велика потребность в срочных валютных вливаниях. Во-вторых, решение по кредиту фактически принято, и не случайно премьер-министр Михаил Мясникович в конце мая сообщил, что уже летом Беларусь получит первый транш кредита в объеме 800 млн. долларов, а осенью — второй транш на сумму более 400 млн. долларов.

Наконец, вопрос с кредитом МВФ будет утрясаться, скорее всего, не один месяц, и есть основания предполагать, что решение для Беларуси не обязательно будет положительным.

Предоставление кредита будет сопряжено с выполнением ряда условий и обязательств, одним из которых, по мнению бывшего главы Нацбанка Станислава Богданкевича, станет политическая либерализация. На чем давно настаивают главные доноры МВФ — США и Евросоюз. Для действующей же белорусской власти это требование — как кость в горле.

Но вряд ли белорусское правительство обратилось бы к МВФ, если бы не было готово пойти на определенные реформы. В конце концов, никто не мешает руководству страны вновь накормить МВФ обещаниями и для вида предпринять какие-то шаги в части политической либерализации и экономического реформирования. Главное, сделать это убедительно.

Если МВФ все же даст согласие на кредит, у официального Минска есть хорошие шансы отложить до еще более худших времен продажу «фамильного серебра», расставаться с которым он упорно не желает.

Многое будет зависеть от размера кредита от МВФ и схемы его предоставления. В первую очередь, суммы, которую Беларусь сможет получить еще в этом году. Если правительству хватит кредитных вливаний из МВФ и Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а также выручки от продажи 50% «Белтрансгаза» (многие эксперты убеждены, что сделка состоится в текущем году) для поддержания жизнеспособности экономики, на этом с приватизацией пока можно будет завязать или попытаться максимально ее отсрочить.

Станислав Богданкевич отмечает, что в условиях кризиса в привлечении внешних кредитов есть свои плюсы по сравнению с приватизацией.

«Приватизация в условиях кризиса влечет за собой большие ценовые потери, так как госсобственность выгоднее продавать в условиях подъема экономики, а не ее спада».

Тем не менее, бывший главный банкир страны сомневается, что властям удастся притормозить приватизацию.

«Экономика нуждается в больших валютных ресурсах, которые потребуются дополнительно к кредитам. Кроме того, думаю, МВФ выдвинет в качестве одного из условий предоставления кредита реализацию программы приватизации, помимо программы экономических преобразований», — отметил Станислав Богданкевич.

Менеджер отдела корпоративных финансов, слияний и поглощений компании Ernst&Young (Киев) Александр Романишин также считает, что МВФ может обязать Беларусь принять более четкий план действий по приватизации.

«В план приватизации должны быть включены ликвидные объекты, на которые есть очевидный спрос. В этом случае Беларусь может рассчитывать на получение кредита МВФ. К тому же, не надо забывать, что фонд выдает деньги с возвратом, а приватизация является одним из источников получения доходов, которые можно использовать для погашения долга».

Станислав Богданкевич полагает, что для Беларуси выгоднее взять кредит именно у МВФ, а не у России.

«МВФ может предоставить кредит в больших объемах (8-10 млрд. долларов) и на больший срок (15-17 лет), чем Россия. К тому же, у фонда остается меньше рычагов давления, чем у России после предоставления всей сумму кредита. Если мы что-то не выполним, нас просто пожурят. Последствия невыполнения обязательств в случае с Россией могут быть куда хуже, вплоть до вынужденной продажи собственности».

Иного мнения придерживается директор Центра политической информации (Россия) Алексей Мухин.

«Подсесть на иглу МВФ — это плохая услуга белорусской экономике. Россия с большим трудом соскочила с этой иглы и прекрасно знает, чем это может закончиться. Мне кажется, что Лукашенко в этой связи будет проще ограничиться приватизацией парочки активов, чем брать на себя обязательства, которые он едва ли выполнит. Думаю, МВФ, в конце концов, откажет Беларуси в кредите, или Лукашенко сам откажется из-за неприемлемых условий получения финансирования».

Алексей Мухин отмечает, что многие западные компании с большим вниманием следят за приватизационными процессами в Беларуси и не прочь составить конкуренцию России.

«Но упорство, с которым российское руководство давит на белорусские власти, позволяет прогнозировать, что приватизационные процессы в Беларуси пойдут в значительной степени в интересах российских собственников. И я не вижу в этом ничего страшного. Россия — это хороший и грамотный инвестор с хорошими деньгами».

Но то, что не видно российскому эксперту, хорошо видно белорусскому руководству — цена этих «хороших денег» для белорусской власти может оказаться фатально велика.

Оценить материал:
Средний балл - 4.89 (всего оценок: 30)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Лукашенко последний в Европе, кто не хочет отдавать реальные производственные активы взамен предлагемых Федеральной резервной системой США, т.е мировой закулисой, виртульных днег, ввиде ценных бумаг и дутых фондовых рынков. Заберут активы у Лукашенко полюбому не через Кудрина, так через МВФ, который деньги даст, но в договор забьет пунктик у досрочном возврате кредита ежели что. А это "ежели что" мировая закулиса в миг организует. Поскульку отдавать нечем будет, предется отдать реальный производственный сектор, а это кердык независимости. Россия только поможет в этом мировой закулисе, можете не сомневаться