Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния... -
Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта…
- В Минске пройдет первый Белорусско-испанский бизнес-форум
- В Беларуси планируют построить четыре мусороперерабатывающих завода
- Финские бизнесмены в апреле посетят Беларусь
- Лукашенко: внутренний рынок Евразийского союза надо заполнить собственными товарами
- МНС усилит борьбу с зарплатами в конвертах
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Государство заглядывает не только в кошельки граждан, но и в баки их машин
За вывоз автомобильных бензинов и дизельного топлива за пределы страны белорусам придется платить таможенную пошлину. Данное решение было принято 10 июня по итогам совещания у президента. Таким образом, власти сдержали обещание ввести ограничительные меры для предотвращения спекулятивного вывоза в сопредельные страны социально значимых товаров.
Перепады цен на бензин, которые 7 июня подскочили вверх на 31%, а 9 июня по указанию президента упали на 13-22%, как и ожидалось, не успели сбить ажиотажный спрос на топливо на приграничных АЗС. Автомобильное горючее продолжало активно уплывать за пределы Беларуси.
«Поэтому создается не просто угроза, а мы наблюдаем неорганизованный, в ущерб нашим товаропроизводителям вывоз этой продукции», — заявил на совещании Александр Лукашенко, заострив внимание на вывозе бензинов и других социально значимых товаров.
Задействовать рыночные механизмы в данной ситуации Лукашенко посчитал неуместным. Глава государства подчеркнул, что в этом случае потребовалось бы существенно поднять цены на внутреннем рынке, что в нынешней ситуации невозможно. Так он объяснил свое решение директивно открутить цены на бензин и дизтопливо назад.
«Поэтому вынужденная, но, к сожалению, мера необходимая, которую надо предпринять — пресечь несанкционированный спекулятивный вывоз из Беларуси товаров за пределы страны», — добавил Лукашенко.
Работать новая система контроля за вывозом будет следующим образом.
«Например, если везешь топливо в Литву, заплати экспортную пошлину на этот бензин или нефть, или же дизтопливо и вези, пожалуйста — никто не против», — пояснил Лукашенко.
Госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев уточнил, что «при вывозе за территорию Таможенного союза автомобильного топлива и других социально значимых товаров, на которые существует разница цен, будут применяться соответствующие пошлины или сборы, которые будут компенсировать эту разницу цен. Это общемировая практика защиты внутреннего рынка в интересах своих граждан».
Система контроля вводится постановлением Совета министров № 753 от 11 июня. В соответствии с документом, бензин, вывозимый физическим лицом более одного раза в течение пяти суток за пределы Таможенного союза, будет облагаться экспортной пошлиной.
При этом в отношении нарушителей Александр Лукашенко потребовал действовать самым серьезным образом.
«Меры принимайте любые, вплоть до конфискации имущества, которым они пользуются для вывоза этих продуктов (автомобиль, коляска, лошадь и т.д.). Нельзя — значит нельзя».
Сколько придется платить белорусам за возможность заработать на продаже топлива в соседних странах? И станут ли введенные пошлины препятствием для вывоза топлива за пределы страны?
В соответствии с постановлением белорусского правительства № 672 от 27 мая текущего года ставка вывозной таможенной пошлины на вывозимый с территории Беларуси товарный и прямогонный бензин составляет 415 долларов за 1 тонну. Но физлица вывозят бензин литрами, а не тоннами, соответственно, и уплачиваемая пошлина за один литр будет значительно ниже.
Предварительные подсчеты показывают, что даже с учетом пошлины вывозить, например, АИ-95 в Литву все равно будет выгодно.
Представитель одной из белорусских компаний, занимающейся реализация нефтепродуктов, полагает, что белорусы все равно будут вывозить топливо за пределы страны.
«Мне кажется, как возили, так и будут возить. Ведь почему, например, с приграничных АЗС вывозят топливо? В приграничных районах, где бы они не были, у многих людей нет работы, и вывоз топлива — это фактически единственный их заработок. Если топливные баки повесить на замок, люди пойдут воровать».
Собеседник полагает, что белорусы могут придумать способы для вывоза топлива даже в условиях ограничений.
«Когда на приграничных АЗС иностранцам запретили продавать топливо за рубли, наши умельцы стали предлагать белорусские номера иностранцам в аренду — 5 минут — 5 тысяч рублей. На подъезде к заправке снимается оригинальный номер, ставится белорусский, оператор смотрит, что там белорусский номер и спокойно продает за рубли. Правда, потом милиция кого-то разоблачила, после чего и операторы АЗС стали внимательнее присматриваться к клиентам».
Для многих жителей приграничных районов перепродажа бензина — это действительно выгодный бизнес. Некоторые ради этого даже покупали старые автомобили с большим топливным баком. Теперь им придется пересматривать схему перепродажи.
Власти рассчитывают, что введением ограничений устраняется угроза для внутреннего рынка нефтепродуктов. Хотя концерн «Белнефтехим» хранит спокойствие. В Беларуси производится достаточно бензинов для удовлетворения внутренних потребностей и его дефицит не предвидится, заявляют в концерне.
За январь-апрель, по данным Белстат, производство автомобильных бензинов составило 1 млн. 79,6 тыс. тонн, что выше аналогичного уровня прошлого года на 28,9%. Производство дизельного топлива выросло к прошлому году на 26,6% и составило 1 млн. 911,3 тысяч тонн.
Что касается вывоза топлива, то, естественно, «Белнефтехим» больше обеспокоен, чтобы экспорт наращивали НПЗ и приносили валюту в бюджет, а не граждане, которые всю выручку оставляют себе.
Тем не менее, на протяжении последних нескольких недель розничный рынок нефтепродуктов здорово лихорадило. Так, 26 мая компания «А-100», владеющая сетью автозаправочных станций в Беларуси, временно прекратила продажу населению бензина АИ-92 «в связи с отсутствием поставок с нефтеперерабатывающих заводов».
Спустя неделю о прекращении продажи АИ-92 и дизельного топлива за наличные рубли объявила компания «Газпромнефть-Белнефтепродукт». Ограничения на отпуск дизельного топлива в регионах были введены и компанией «Лукойл». К примеру, на автозаправках в Витебске дизтопливом могли заправляться только автомобили юридических лиц исходя из нормы 20 литров на легковой автомобиль и 100 литров — на грузовой.
Введенные белорусскими операторами АЗС лимиты и ограничения в итоге, по информации Naviny.by, были отменены. В «Белнефтехиме» при этом заявили, что проблемы с отсутствием бензина АИ-92 и дизтоплива были связаны с неумением отдельных компаний вести хозяйственную деятельность. Запасов бензинов в Беларуси достаточно.
По словам представителя одной из белорусских компаний, занимающейся реализация нефтепродуктов, причина перебоев с топливом произошла не из-за активного вывоза топлива за пределы страны, а «из-за дурости».
«Когда после подорожания бензина 23 мая пошли новые разговоры о росте цен на топливо якобы с 27 мая, НПЗ перестали отгружать товар, ожидая повышения. Потом рост цен «перенесли» на 30 мая, далее — на 1 июня. И все это время НПЗ не отгружали товар. А ведь население тоже все слышит. Вот и возник ажиотажный спрос. Всем ведь выгоднее купить топливо на 25-30% дешевле. Так все запасы распродали, и возник дефицит».
Вместе с тем собеседник Naviny.by не согласен с тем, что была обоснованная необходимость «откатить» цены на бензин, после того, как их подняли 7 июля.
«У каждого товара есть своя цена. А бензин и дизельное топливо — это валютный товар, и дизельное топливо, например, должно стоить доллар. У нас нет своего сырья, но мы, тем не менее, покупая нефть у России, продаем литр дизельного топлива за 90 центов, а в России, имеющей нефть, его цена — один доллар».
Бизнесмен признался, что в результате волевого решения о снижении цены на бензин он оказался в убытках.
«Такие волевые решения экономически ничем не обоснованы. Я купил топливо по одной цене, а теперь должен реализовывать его с 15% дисконтом, то есть себе в убыток. Если брать просто цену, то на цистерне в 53 тонны я получил 40 млн. рублей потерь».
Он подчеркнул, что государству вместе с ростом цен на бензин стоило бы подумать о повышении доходов, чтобы компенсировать населению дополнительны затраты.
Последние Комментарии