Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
    От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния...
  2. Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
    Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта…


Экономика

Беларусь и Россия готовятся к новому газовому конфликту?


Ровно год назад завершился (очередной, но последний ли?) газовый конфликт между Беларусью и Россией. Обстреляв друг друга взаимными упреками и угрозами, стороны в конце концов заключили мировую. Naviny.by вспомнили ключевые моменты последней газовой войны и поинтересовались у экспертов, имеются ли предпосылки для возникновения еще одного газового конфликта между Беларусью и Россией?

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player



Газовая стычка в июне 2010 года произошла по объективным причинам — из-за долгов, первым о которых напомнил «Газпром». Российский монополист предъявил Беларуси счет — 187 млн. долларов, которые белорусская сторона, по подсчетам российской компании, недоплатила за поставленный газ.

«Газпром» показал на пальцах: задолженность сформировалась в связи с тем, что Беларусь самовольно оплачивала газ не по контрактной стоимости (первый квартал —169,2 доллара, второй — 184,8), а по цене 2009 года — 150 долларов за тысячу кубометров. Наказанием за такое самоуправство стало постепенное сокращение поставок газа в Беларусь.

Когда поставки сократились на 60%, Беларусь неожиданно провела контрвыпад, пригрозив России приостановить транзит газа. Первый вице-премьер Владимир Семашко заявил, что на то у Беларуси имеются веские причины, а именно — непогашенный долг «Газпрома» перед Беларусью в размере 260 млн. долларов за транзит. Оказалось, «Газпром» также умышленно недоплачивал. Беларусь требовала платить за транзит по тарифу 1,74 доллара на прокачку 1 тыс. куб. м газа на 100 км, однако «Газпром» настаивал на тарифе 1,45 доллара.

В результате стороны признали свои долги и расплатились за них. Правда, Александру Лукашенко для этого пришлось одалживать 200 млн. долларов у президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Эксперты затрудняются сказать, кто выиграл, а кто проиграл в этой непродолжительной газовой стычке. Эксперт Татьяна Манёнок считает, что газовый конфликт был спровоцирован российской стороной, чтобы таким образом надавить на Беларусь и склонить к подписанию Таможенного кодекса Таможенного союза.

«Это было такой формой давления. Конечно, формально повод для конфликта был, так как стороны были взаимно друг другу должны, но он был и быстро разрешен».

Учитывая, что Россия успешно для себя втянула Беларусь в свой проект Таможенного союза (Минск, в конце концов, ратифицировал и Кодекс ТС, и пакет соглашений по ЕЭП), газовый конфликт принес ей дивиденды.

Правда, и Беларусь в результате конфликта заработала очки. В июле «Газпром» подписал с «Белтрансгазом» дополнение к контракту на поставку и транзит газа по территории Беларуси в 2007-2011 годах. В соответствии с документом, ставка транзита для российского монополиста была повышена до 1,88 доллара.

После газовой стычки прошлого года, так уж получилось, газовые отношения Беларуси и России нормализовались.


Хронология газовых событий после конфликта

3 сентября 2010 года. Заместитель председателя правления «Газпрома» Андрей Круглов в ходе телефонной конференции заявил, что компания ожидает в 2011 году окончательного перехода на рыночное ценообразование с Беларусью, Молдовой и Арменией.

22 сентября. Посол России в Беларуси Александр Суриков заявил, что разница стоимости газа для Беларуси в 2011 году по сравнению с 2010-м составит «приблизительно 10% в сторону увеличения».

1 октября. Александр Лукашенко на пресс-конференции для российских журналистов в Минске сказал, что не боится отказа России от транзита газа по территории Беларуси.

6 октября. Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что Россия не планирует пересматривать газовый контракт с Беларусью.

14 октября. Беларусь настаивает на одномоментном с РФ выходе на равнодоходные цены на газ, заявил заместитель министра экономики Беларуси Анатолий Филонов.

15 октября. Премьер-министр России Владимир Путин поручил «Газпрому» начать подготовку контракта с Беларусью на 201202015 годы.

29 октября. Замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко сообщил, что в контракт на поставки российского газа на 2012-2015 годы Беларусь намерена заложить принцип равнодоходности цен.

9 ноября. Первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко заявил, что цена газа для Беларуси на 2011 год составит 210-220 долларов за тысячу кубометров. Также он сообщил, что тариф на транзит газа по Беларуси с 2011 года вырастет для «Газпрома» на 6% — со 1,88 до 2 долларов (за 1 тыс. куб. м на 100 км).

28 ноября. Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский в интервью телеканалу «РТР-Беларусь» заявил, что Беларусь рассчитывает на сохранение в 2011 году цен на газ на уровне 2010 года.

9 декабря. Министр экономического развития России Эльвира Набиуллина в кулуарах заседания высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств в Москве сообщила, что цена на газ для Беларуси в 2011 году останется на запланированном уровне.

16 декабря. Гендиректор ОАО «Белтрансгаз» Владимир Майоров заявил, что Беларусь рассчитывает откорректировать формулу цены на газ на 2011 год.

16 декабря. Владимир Путин в ходе общения с россиянами в прямом телеэфире сообщил, что из-за беспошлинной поставки газа в Беларусь Россия теряет 3 млрд. долларов в год.

24 декабря. Газ для Беларуси с 2012 года может подешеветь на 15%, сообщил заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев.

29 декабря. Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что снижения цены на газ для Беларуси в 2011 году не будет.

20 января 2011 года. Владимир Путин по итогам переговоров в Москве с главой белорусского правительства Михаилом Мясниковичем заявил, что Россия будет поставлять газ Беларуси по ценам действующих контрактов, но готова предоставить субcидии.

21 января. Начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрий Кийко на пресс-конференции заочно ответил Путину, что Беларусь не нуждается в субсидиях для оплаты поставок российского газа.

16 февраля. Владимир Семашко сообщил о заинтересованности Беларуси покупать газ не только у «Газпрома».

25 марта. Гендиректор «Белтрансагаза» Владимир Майоров заявил, что Беларусь платит за российский газ 223 доллара за тысячу кубометров.

7 апреля. Владимир Семашко заявил на пресс-конференции в Минске, что стоимость российского газа для Беларуси во втором квартале повысилась до 244,7 доллара за тысячу кубометров.

22 апреля. Беларусь начала обсуждать с «Газпромом» вопросы поставок газа с 2012 года.

6 июня. Глава российского газового холдинга Алексей Миллер заявил, что «Газпром» против увязки переговоров о покупке «Белтрансгаза» с контрактом на поставку газа.

9 июня. Посол России Александр Суриков сообщил журналистам, что завершение переговоров о продаже «Газпрому» 50% акций ОАО «Белтрансгаз» ожидается в июне. «Вопрос продажи «Белтрансгаза» и переход на равнодоходные цены — это два разных дела», — еще раз конкретизировал позицию России посол.

22 июня. «Газпром» и правительство Беларуси провели Москве очередной раунд переговоров по новому контракту на поставки газа в Беларусь и покупке российским газовым холдингом доли в «Белтрансгазе».



Однако создавшаяся на протяжении последнего года фактически газовая идиллия может в один момент рухнуть.

В этом году Беларуси и России предстоит решить два основных газовых вопроса — осуществить куплю/продажу акций «Белтрансгаза» и заключить новый контракт на поставку газа на 2012-2014 годы. Чем не повод для серьезных споров, которые могут перерасти в серьезный конфликт? Тем более разногласия сторон уже более чем очевидны. Беларусь настаивает на подписании соглашения о продаже «Белтрансгаза» вместе с соглашением о поставках газа и его транзите, а Россия, со своей стороны, отказывается увязывать покупку «Белтрансгаза» с ценой на газ для Беларуси.

По словам Татьяны Манёнок, белорусская сторона не случайно рассматривает вопрос цены газа и приватизацию «Белтрансгаза» в пакете.

«Таким образом Беларусь пытается получить от России гарантии перехода на равнодоходные цены на газ к 2015 году. Россия хоть и озвучила эти сроки, однако однажды этот переход был смещен».

Договоренности, непосредственно касающиеся управления «Белтрансгазом» после его продажи «Газпрому» — еще один повод для конфликта, считает эксперт.

«Вопрос в том, будет ли у Беларуси возможность влиять на работу компании, которая будет на 100% принадлежать российской компании. Трудно представить, что Беларусь полностью уйдет от контроля, но также трудно представить, что Россия с этим согласится. Мне кажется, «Газпром» попытается влиять на цены на внутреннем рынке, чтобы увеличить свою прибыль. Однако у Беларуси регулируемая экономика. И сегодня велико желание государства влиять в том числе и на тарифы на внутреннем рынке, так как это чувствительная сфера для населения».

Аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков соглашается, что стремление Беларуси как-то влиять на работу «Белтрансгаза» может создать предпосылки для нового конфликта.

«Беларусь, как мне кажется, несмотря, на то, что «Белтрансгаз» на 100% будет принадлежать «Газпрому», если сделка состоится, будет пытаться как-то регулировать работу компании. Например, белорусские власти могут обязать владельца увеличить инвестиции на инфраструктуру, обязать повысить заработную плату до безумных размеров или еще придумать какие-то обязательства».

При этом он не считает, что Россия пойдет на уступки в цене на газ.

«Европейские страны к концу этого года и в начале следующего, по прогнозам, начнут покупать газ по 500 долларов против сегодняшних 350-370, если не упадет цена нефти. Для Беларуси, я думаю, цена с 2012 года будет выше 300 долларов. Но в любом случае это вопрос политический, а не экономический».

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов полагает, что причиной возможного конфликта могут стать тарифы на транзит.

«Если состоится продажа «Белтрансгаза», «Газпром» станет на 100% владельцем компании, что должно позволить российской компании изменять тариф на прокачку газа. С «Ямал-Европой» вообще нет никаких проблем. Там 100% «Газпрома» и устанавливается тариф, который необходим для поддержания системы в нормальном рабочем режиме.

Понятно, что Беларусь хочет получать дешевый газ, а Россия заинтересована продавать газ по коммерческим ценам. Но продавать дешевый газ Россия захочет в обмен на что-то. В данном случае можно сэкономить на транзите и продавать газ дешевле. Правда, насколько я понимаю, Беларусь хочет получать от работы «Белтрансгаза» что-то в бюджет. Вот здесь и может возникнуть конфликт интересов».

Оценить материал:
Средний балл - 4.56 (всего оценок: 37)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Но режим-самодур, даже если продаст все 100% акций Белтрансгаза все равно постарается провести новый указик о специальном налогообложении газотранспортных предприятий, в котором явно будет написано, что налог составляет 200% прибыли таких предприятий. Впрочем, почему 200%? можно же и 800% прибыли обязать уплатить в бюджет. В Беларуси же предписано забыть вообще о всяких рыночных законах.