Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Беларусь не будет продавать МЗКТ российским купцам
    Эта козырная карта будет придерживаться белорусским президентом до последнего…
  2. Заморозка зарплат ударила по выручке магазинов
    Крупные торговые сети сегодня заявляют, что им приходится работать в условиях нулевой рентабельности, чтобы смягчить влияние роста цен на потребителей…


Экономика

Власти хотят поэкспериментировать с иностранными инвесторами

 

Работа по привлечению в страну иностранных инвестиций рождает в коридорах власти любопытные инициативы, заслуживающие особого внимания. По информации Naviny.by, госорганы намерены пойти на некоторые эксперименты с целью привлечения инвестиций. Мы решили выяснить у профильных экспертов, что они думают о тех предложениях, которые родились в головах чиновников.


«Эксперимент-1»: продай меня подороже

Премьер-министр Михаил Мясникович на майском заседании Совета министров потребовал ускорить подготовку «ключевых нормативно-правовых актов, направленных на улучшение инвестиционной деятельности». Поручение, конечно, очень своевременное — хотя бы ввиду того, что дела с привлечением прямых иностранных инвестиций в Беларусь обстоят не лучшим образом.

Какие же решения, призванные улучшить инвестиционную деятельность, зреют в госорганах?

По информации Naviny.by, суть одного из предложений состоит в том, чтобы провести эксперимент, который будет стимулировать инвестиционных агентов продавать инвесторам подороже приватизируемые госпредприятия. Согласно этому предложению, которое может быть закреплено в виде нормативного акта, инвестагент будет получать вознаграждение в том случае, если сможет продать госпредприятие по цене выше оценочной.

Директор компании «Юнитер» Роман Осипов констатирует, что инвестиционные консультанты, сопровождающие сделки, получают основное вознаграждение после того как заключен договор купли-продажи актива.

«Согласно стандартной практике мирового инвестиционного банкинга, основной размер вознаграждения — это плата за успех. В западной практике успехом считается факт заключения сделки о продаже актива», — говорит Роман Осипов.

Он также отмечает, что к настоящему времени сложилась, исходя из мировой практики, и примерная стоимость услуг инвестиционных консультантов. «Стоимость услуг инвестиционных банков, которые ведут переговоры о продаже (покупке) актива, варьируется от 0,3% до 2-2,5% от суммы сделки», — говорит Осипов.

«Иногда, — добавляет он, — инвестбанкам выплачивается дополнительное вознаграждение, если актив удалось продать по стоимости выше индикативной». Поэтому, если такая схема оплаты услуг будет принята в Беларуси, она будет соответствовать мировой практике.

Однако ранее правительство предлагало инвестконсультантам отстаивать интересы государства бесплатно. Согласно «Положению о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на предоставление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» инвестконсультанты должны работать бесплатно. Платить им за услуги должен покупатель, то есть потенциальный инвестор (как правило, иностранный).

Соответственно, если этот порядок изменен не будет, то вознаграждение инвестконультанты в будущем смогут получать от государства лишь в том случае, если смогут продать приватизируемые предприятия по стоимости выше оценочной. Однако эксперты сомневаются, что такой подход к оплате услуг инвестконсультантов может быть приемлемым.

По словам Романа Осипова, вознаграждение, если актив удалось продать по стоимости выше индикативной, является дополнительным, но не основным. «Чтобы продать предприятие даже по оценочной стоимости, нужно проделать большой объем работы. Поэтому, собственно, западная практика и считает успехом, за который выплачивается вознаграждение, факт заключения сделки», — подчеркивает Роман Осипов.

Наблюдатели также обращают внимание на тот факт, что стремление государства подороже продать госпредприятия является не вполне уместным подходом.

«Нужно быть более гибкими и думать не только о фискальных задачах приватизации. Следует обращать внимание на перспективу, думать, что с продаваемым предприятием будет после приватизации, брать в расчет объем инвестиций, которые готов принести на предприятие новый собственник», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.


«Эксперимент-2»: возьми меня

Еще одно предложение, которое сегодня, по информации Naviny.by, рассматривается в госорганах — привлечение на белорусские предприятия управляющих из числа иностранных инвесторов. Подразумевается, что какое-то время новый собственник будет управлять предприятием, а затем, после истечения срока договора, оно вновь вернется под контроль государства.

Пару лет назад похожую схему власти хотели реализовать на базе пивоваренной компании «Крыница». Задумка заключалось в том, чтобы привлечь управляющую компанию, которая, как планировалось, повысит капитализацию госпредприятия. На «Крыницу» государство хотело привлечь одну из транснациональных корпораций, однако никто так и не пришел управлять госактивом.

Велика вероятность, полагают эксперты, что и нынешние планы властей привлечь инвесторов в качестве управляющих на белорусские предприятия, закончатся ничем. Причина проста: инвесторам нет смысла делать активы лучше, если они им не принадлежат.

«Роль управляющих могла быть интересна для финансовых инвесторов, которые иногда приходят с целью повышения эффективности компании и ее дальнейшей перепродажи по более высокой цене. Однако если речь идет о последующей передаче актива государству, то сложно представить, кого такая схема может заинтересовать», — отмечает Мария Акулова.

По мнению экспертов, если стоит задача повысить эффективность компании и оставить ее в государственной собственности, то искать управляющих нужно не из числа иностранных инвесторов, а среди экспатов, имеющих соответствующий опыт работы.

Другое дело, отмечают наблюдатели, такой вариант стоит реализовывать лишь в том случае, если государство пересмотрит принципы управления госсобственностью.

«Скорее всего, новый управленец, пришедший на госпредприятие с целью повышения его эффективности, захочет избавиться от непрофильных активов, пересмотреть численность трудового коллектива, а государство при сегодняшних подходах со всем этим вряд ли согласится», — резюмировала Мария Акулова.

Оценить материал:
Средний балл - 4.82 (всего оценок: 16)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева