Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Минторг Беларуси нацелился на китайские интернет-магазины
Не отрицая права белорусов на покупки в иностранных интернет-магазинах, Минторг считает, что эта сфера требует упорядочения… -
Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния...
- В Бобруйске открылась выставка-ярмарка, на которой есть всё
- Россия продлит Беларуси сроки кредитов
- Российские специалисты проводят аудит белорусских мясокомбинатов
- Минторг предлагает снижать арендные ставки для предпринимателей, торгующих отечественным товаром
- «Альфа-Банк» поможет белорусам стать акционерами крупнейших мировых компаний
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Есть ли дно у экономических проблем Беларуси?
Белорусская экономика замедляется как минимум четвертый месяц подряд. Согласно последним данным Белстата, рост ВВП по итогам первого полугодия составил 1,4%. Правда, в отличие от предыдущих месяцев, когда этот показатель сокращался в среднем на целый процентный пункт, в июле торможение составило лишь 0,1 п.п. Можно ли надеяться, что экономические проблемы Беларуси достигли своего дна?
Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся сначала с причинами нынешнего спада. По версии властей, виной всему — ухудшение внешнего спроса на нашу продукцию. Это, однако, не соответствует действительности.
Без «растворителей» рецессия бы длилась весь прошлый год
Согласно оперативным статданным за полугодие, главный груз, который тащит нашу экономику в рецессию — спад в обрабатывающей промышленности. Так, нефтепереработка сжалась на 20,3%, а химическая промышленность — более чем на четверть (-25,9%).
Но с внешним спросом это, как известно, ничего общего не имеет. Показатели обеих названных отраслей упали из-за ликвидации производства «инновационной» продукции из российских углеводородов, после того, как правительство России, назвав этот бизнес контрабандой, обрезало поставки в Беларусь российских нефтепродуктов.
В результате ВВП Беларуси в первом полугодии 2013-го сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 16 трлн. рублей (примерно 2 млрд. долларов) или на 5,9% от ВВП. Причем, в первом полугодии 2012 года, когда на внешних рынках особых проблем не наблюдалось, рост ВВП составил всего 3,2%. Выходит, что если бы не контрабанда российских нефтепродуктов, то уже тогда ВВП Беларуси сократился бы по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 2,8%.
Вклад контрабанды в ВВП замещают кредитным и потребительским пузырем
Правда, в реальности власти, скорее всего, рецессии тогда не допустили бы, прибегнув к бюджетным и кредитно-денежным мерам, которые были приняты лишь во второй половине прошлого года, когда контрабанда была ликвидирована на самом деле. Этими же инструментами Минск поддерживает экономический рост и сейчас.
В январе-июне текущего года правительство увеличило реальную зарплату (с поправкой на инфляцию) на 21,5% (в годовом выражении), а Нацбанк снизил ставку рефинансирования с 30% до нынешних 23,5%.
Результатом стал, в первую очередь, потребительский бум. По сравнению с прошлым полугодием объемы торговли выросли на 8,8%. Кроме того, после торговли и налогов (увеличение год к году на 8,4%), третьим локомотивом роста ВВП стало строительство (увеличение год к году на 2,8%).
Боязнь кризиса мотивирует жилстроительство
В текущем году власти планируют ввести рекордные после 2010 года 6,5 млн. кв. м жилья. Правда, по итогам полугодия план выполнен лишь на 40%, но это уже на 6% больше, чем в прошлом году.
Причем финансируется гигантская стройка не только за счет увеличения кредитов, но и рекордными объемами собственных средств белорусов. Эксперты объясняют жилищный ажиотаж снижением депозитных ставок и ожиданием близкого кризиса. Другими словами, многие белорусы спешат «перепрятать» свои накопления с рублевых счетов в недвижимость, ожидая, что, как минимум, в Минске цены на квартиры будут расти еще долго.
Госпредприятия гонят вал
Что касается внешнего спроса, то белорусский экспорт, действительно, сократился не только за счет «растворителей», но и по ряду других ключевых товарных позиций. Но на показателях ВВП в первом полугодии это почти не сказалось, поскольку «красные директора» продолжали гнать вал, невзирая на рыночную конъюнктуру.
Яркий пример тому — производство грузовиков и сельскохозяйственной техники. Экспорт транспортных средств упал в январе — мае на четверть. Но за этот же период производство в данной отрасли увеличилось на 2,7%. В результате складские запасы транспортных средств составили 205% от месячной продукции.
Другими словами, весь март, весь апрель и часть мая заводы работали исключительно на склад. Правда, в последние месяцы бег конвейеров немного замедлился. Но по итогам полугодия уровень производства грузовиков с тракторами все равно остается практически на уровне прошлого года (99,9%).
Похожая ситуация и в большинстве остальных отраслей промышленности. К примеру, экспорт электронного оборудования уменьшился на 6,3%, а производство — увеличилось на 13,6%. Там же, где в последние месяцы сокращение все-таки случилось, по итогам полугодия оно составляет лишь доли процента (исключения — бумажное и текстильное производства).
Но, начиная уже с мая, потенциал поддержания производства путем затоваривания складов достиг своих границ. У многих заводов попросту не осталось средств, чтобы и дальше гнать вал. С начала года и кредиторская, и дебиторская задолженность предприятий увеличилась почти на треть, а в годовом выражении — более чем в полтора раза.
Перспективы
Таким образом, как видим, падение внешнего спроса с начала года начинает приводить к снижению производства только сейчас. Это значит, что негативные тенденции в промышленности отсрочены и будут проявляться в результатах второго полугодия.
Особенно заметным падение может стать на фоне сравнительно высокой базы второго полугодия 2012 года. Ведь, несмотря на отсутствие «растворителей», экономический рост в третьем квартале прошлого года оставался в районе 3% (благодаря потребительскому буму и уловкам Белстата), а падать начал лишь в последние три месяца.
Компенсировать же начинающийся промышленный спад властям будет нелегко. Дальнейшее раздувание потребительско-кредитного пузыря грозит повторением кризиса 2011 года.
Так, в июле банки уже были вынуждены резко поднять депозитные ставки, чтобы остановить долларизацию вкладов.
У сельского хозяйства, которое (благодаря миллиардным вливаниям) увеличивает пока и производство, и экспорт, дальнейшие перспективы туманны из-за африканской чумы свиней. Правда, строительство еще имеет потенциал к увеличению роста — за счет китайских кредитов на возведение инфраструктурных объектов. Но одно это вряд ли перевесит хронические проблемы на прочих фронтах.
А это значит, что в ближайшие месяцы, если ситуация на экспортных рынках не улучшится, рост ВВП может остановиться совсем. Правда, не исключено, что власти тогда опять прибегнут к перетасовке показателей. Но это не решит проблем со скрытой безработицей и давлением на национальную валюту.
Последние Комментарии