Вместе с украинцами затянут пояса и белорусские экспортеры
Даже если кризис вокруг Крыма понемногу рассосется, украинскую экономику будет лихорадить еще долго...
«Мы заинтересованы в том, чтобы Украина осталась стабильным, территориально целостным, независимым государством. Мы заинтересованы в Украине как стабильном нашем партнере, нашем близком друге», — сказал министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в недавнем интервью агентству BNS.
Конечно, заинтересованы, ведь в прошлом году 11,3% белорусского экспорта, что в долларах составляет 4,195 миллиарда, пришлось именно на Украину. А общий товарооборот хоть и снизился на 20% по сравнению с шикарными показателями 2012-го, но составил-таки более 6 млрд. долларов.
Соседскую экономику лихорадит
Даже если кризис вокруг Крыма понемногу рассосется, украинскую экономику будет лихорадить еще долго.
Новому правительству досталась нелегкая задача. Совокупный внешний долг Украины на конец 2013 года достиг 140 млрд. долларов (около 80% ВВП), казна пуста, нет денег даже на социальные выплаты, украинский премьер говорит о возможности национализации некоторых предприятий. «Газпром» отменил льготные цены на газ, а курс гривны стремительно падает. Стране нужна международная финансовая помощь.
Как отразятся на Беларуси сложности у одного из ее основных торговых партнеров?
Эксперты расходятся во мнениях. Кардинальных изменений в торговле основным белорусским товаром — нефтепродуктами — в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией в Украине аналитики пока не прогнозируют. По их мнению, на рынке будет примерно та же ситуация, которая была бы и без Евромайдана. Однако белорусским производителям потребительских и промышленных товаров, возможно, придется несколько переориентироваться.
Топливо все равно будут покупать
Главной статьей белорусского экспорта в Украину, конечно, являются нефтепродукты (более половины всех экспортируемых туда товаров), для которых украинский рынок даже на фоне европейских является премиальным и одним из самых приоритетных — там высокие цены и спрос на качественное топливо. А Беларусь как раз специализируется на высококачественном топливе европейских стандартов.
«ООО «БНК-Украина» (дочка Белорусской нефтяной компании) создала в Украине хорошую сеть реализации, — отмечает экономический обозреватель Татьяна Манёнок. — Сейчас БНК позиционирует себя как компания, которая предлагает очень высококачественный продукт, поэтому она пытается работать в высокой ценовой нише. Кроме того, отрабатывается эффективная логистика продажи: БНК арендует в нескольких областях Украины АЗС, нефтебазы».
Эксперт подчеркивает, что сейчас перед компанией стоит задача не просто увеличить физический объем экспорта, а повысить эффективность продаж, что может себе позволить только компания, имеющая хорошие позиции на рынке.
Так, среди планов БНК — покупка или даже строительство своего терминала в Рижском или Вентспилском порту, возможность подобных сделок прорабатывается и в портах Черного моря, что позволит Беларуси выйти через Украину на другие рынки. Также компания поглядывает в сторону речного транспорта, чтобы сэкономить на транспортных издержках.
В то же время стоит помнить о высокой конкуренции на украинском рынке нефтепродуктов, на котором работают компании из более чем десятка стран.
В «золотом» для себя 2012 году Беларусь экспортировала в Украину 17,493 млн. тонн нефтепродуктов, в 2013-м показатель снизился до 13,563 млн. тонн — ничего удивительного, ведь на статистике за прошлый год сказалось сворачивание «растворительного» бизнеса. Цифры могли бы быть еще меньше, если бы не остановка на реконструкцию некоторых украинских НПЗ.
Но «легкие» деньги закончились: «Роснефть» поглотила ТНК-ВР и хочет запустить Лисичанский НПЗ до конца лета. Также буквально на днях стало известно, что компания в ближайшее время планирует закрыть сделку по покупке Одесского НПЗ у «Газ Украина» (Восточно-Европейская топливно-энергетическая компания), скорее всего в недалеком будущем «Роснефть» запустит и его.
«Физические объемы в Украине Беларусь немного потеряла, потому что конкуренция усилилась — в том числе и со стороны российских нефтяных компаний, которые работают на давальческих условиях с Беларусью — в их числе «Газпромнефть», «Роснефть», — поясняет Татьяна Манёнок. — Непросто белорусским компаниям удержать свою нишу. Белорусские нефтепродукты достаточно дорогие, потому что отвечают европейским стандартам, а украинский рынок достаточно рисковый, там иногда появляется непрозрачное топливо, которое не всегда качественно».
Финансовые сложности Украины — ходят разговоры даже о дефолте — также нельзя игнорировать.
«Конечно, Украину ожидают очень серьезные времена, учитывая экономическую ситуацию, затянуть пояса придется многим потребителям. Скажется ли это на потреблении топлива? Посмотрим. В любом случае потребителям, которые пользуются автомобилями, не так просто отказаться от топлива», — считает Манёнок.
Тем не менее, по мнению эксперта, сложившаяся финансовая и политическая ситуация не будет тем фактором, который бы «кардинальным образом повлиял на объемы реализации и спрос на топливо».
«Рынок нефтепродуктов сокращался бы и так. Даже выгодно для нас было, когда у них некоторые заводы стояли на ремонте, а некоторые по политическим причинам», — подчеркивает экономист Сергей Чалый.
С машинами может быть хуже
Экономист Леонид Злотников, в свою очередь, напоминает о том, что «если валюта девальвируется, то для всех покупателей импортные товары становятся дороже, их покупают меньше, а это снижает спрос».
«Конечно, девальвация украинской валюты повлияет на наши продажи и доходы от экспорта», — считает эксперт.
«Украина — один из крупных партнеров Беларуси, поэтому девальвация в Украине повлияет на курс белорусского рубля. Если мы свой рубль не девальвируем, а наши соседи девальвируют, то условия экспорта для нас ухудшаются, наши валютные доходы будут уменьшаться», — отмечает Злотников.
Однако, по мнению Сергея Чалого, процессы, происходящие сейчас с гривной, носят краткосрочный характер.
«Это связано с тем, что они сами не представляют себе, какой будет равновесный курс гривны к валютам. Это все недолгий процесс. Никакой системной угрозы банковскому сектору нет. У нас даже в 2011 году (когда была обвальная девальвация белорусского рубля. — А.А.) банки не обанкротились, наоборот, был повышенный спрос на потребительские товары, у них сейчас примерно то же самое», — считает эксперт.
По предварительной статистике за январь этого года, белорусский экспорт в Украину практически остался на уровне предыдущего года. При этом некоторые крупные белорусские предприятия, для которых рынок Украины — традиционный, уже испытывают проблемы со сбытом там своей продукции.
Говоря о перспективах продажи машиностроительной продукции, Сергей Чалый подчеркивает, что в Украине начинается посевной сезон. «Все говорит о том, что война войной, а сеять по расписанию надо. Я особо не вижу, чтобы торговля зависела от политической ситуации», — сказал аналитик.
В целом эксперты сходятся во мнении, что вероятность глобального торгового коллапса на важном для Беларуси рынке маловероятна, хотя и объемов прошлого года ожидать не приходится.
Обсудим?