Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»

  1. Карл Бильдт: любое число политзаключенных, кроме нуля, неприемлемо
    ЕС не готов закрыть глаза на проблемы с демократией и правами человека в Беларуси…
  2. Саммит Восточного партнерства в Риге. Для Беларуси очертили гарантированный минимум
    В обнародованном проекте резолюции саммита Восточного партнерства не значится подписание Соглашения об упрощении визового режима…


Беларусь-ЕС

Минск подключится к «Диалогу о модернизации» после выборов?

 

Инициатива «Европейский диалог о модернизации для Беларуси», о начале которой Евросоюз объявил в марте, постепенно переходит в практическую плоскость. Проект задумывался как трехсторонний диалог с участием Брюсселя, официального Минска и гражданского общества Беларуси. Однако пока белорусские власти активно выступают с критикой проекта.

Комментируя по просьбе БелаПАН возможное участие Минска в реализации проекта «Европейский диалог о модернизации», постоянный представитель страны при Евросоюзе Андрей Евдоченко заявил, что эта инициатива — «чисто программа Евросоюза, как и все остальные программы и проекты, которые он разрабатывает в последнее время в отношении стран «Восточного партнерства».По его словам, ЕС ушел от согласования с Беларусью каких-либо параметров документов, которые готовятся в отношении этой группы стран.

Евдоченко напомнил, что в феврале нынешнего года, когда впервые было заявлено о проекте «Диалог о модернизации» во время визита в Минск директора департамента по вопросам России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнеполитической деятельности Гуннара Виганда, речь шла о том, что ЕС разработает программу реализации этого проекта в тесном сотрудничестве с Беларусью.

«Я должен был быть подключен к ее разработке. Это было первое условие. Второе условие — программа будет нацелена на органы госуправления, но в то же время на все белорусское общество», — сказал Евдоченко и подчеркнул, что из двух этих условий Евросоюз не выполнил ни одного.

«Белорусская сторона не была приглашена к разработке проектов, а государственные органы включены в программу по остаточному принципу, — сказал посол. — Мы уже не раз говорили, что мы на такое сотрудничество не пойдем. Беларусь будет работать только в рамках тех совместных программ, которые разрабатываются и согласовываются совместно».

В свою очередь, Майя Кочиянчич, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон, в комментарии БелаПАН отметила: «Мы ясно дали понять белорусским властям, что приветствовали бы участие экспертов от правительства по разным тематическим проблемам».

Кочиянчич также подчеркнула, что ЕС неоднократно заявлял о своей приверженности политике критического обязательства в отношении Беларуси, в том числе через продолжение технических диалогов и сотрудничества с властями в рамках инициативы «Восточное партнерство».

Аналитик Павлюк Быковский отмечает: официальный Минск пока демонстрирует, что его совершенно не устраивает нынешний формат «Европейского диалога о модернизации» с участием оппозиции.

«Правящий режим не согласен с тем, чтобы какие-то программы разрабатывались совместно представителями оппозиции и ЕС, на которых возлагается вина, в частности, за организацию массовых протестов в декабре 2010 года», — сказал эксперт в интервью БелаПАН. Он напомнил, что диалог о модернизации возник как раз в момент наибольшего охлаждения отношений между ЕС и Беларусью.

«Минск, действительно, не участвовал в разработке, эта инициатива скорее была похожа на солидарность с белорусской оппозицией. И хотя ЕС объяснял, что речь идет об экспертах гражданского общества и что официальный Минск тоже может участвовать в этой инициативе, но де-факто белорусские чиновники и официальные лица в ней не участвуют», — сказал Быковский.

При этом он подчеркнул, что ныне, когда эта инициатива нашла какое-то развитие и разрабатываются проекты, официальный Минск хотел бы ограничить возможности такой программы, которую он не контролирует.

На данном этапе Быковский называет крайне низкой вероятность того, что белорусские власти будут участвовать в диалоге о модернизации, по крайней мере до парламентских выборов.

«А вот после них ситуация может измениться, поскольку не исключено, что выборы продемонстрируют какую-то необычную конфигурацию в Палате представителей, где, по слухам, могут появиться несколько кандидатов, которые, по крайней мере, будут иметь возможность заявлять о своей независимости, если не быть реально независимыми», — отметил эксперт.

И в ситуации, когда в колониях, скорее всего, будут оставаться политзаключенные, но в парламенте будут некие вроде бы независимые кандидаты, вероятней всего, возникнет «возможность для интриги с участием официального Минска в инициативах ЕС и каких-то наработках для того, чтобы изменить соотношение сил и отношения с Евросоюзом как таковым».

«Предполагаю, что ЕС будет вынужден как-то с этими депутатами связываться, по-другому, возможно, оценивать результаты выборов. То есть говорить о том, что выборы будут признаны демократическими, наверное, нет оснований, но можно предполагать, что будут найдены какие-то, как говорят дипломаты, положительные тенденции», — прогнозирует Быковский.

Пока белорусские чиновники не согласны на участие оппозиции в проекте ни при каком раскладе, но если после выборов наступит период потепления отношений, возможно, будут попытки более тонкой игры со стороны Минска.

«Тогда если не представители оппозиции, то представители независимого гражданского общества будут, может быть, признаваемы официальным Минском», — предполагает аналитик.

Собеседник напомнил, что до событий 19 декабря 2010 года в президентской газете «СБ — Беларусь сегодня» публиковались отчеты с мероприятий Белорусского института стратегических исследований, на некоторые мероприятия, организованные представителями независимого экспертного сообщества, приходили люди из государственных институций, участвовали в круглых столах.

«Была какая-то видимость диалога. И такая же ситуация может возникнуть и после парламентских выборов. Хотя тут особой уверенности нет, поскольку в авторитарных режимах решения не всегда принимаются рационально. Но есть группа представителей режима, которые хотели бы работать в этом направлении», — отмечает эксперт.

По словам Быковского, пока также трудно предположить, какие именно проекты в рамках этой инициативы могли бы заинтересовать белорусские власти. Он отметил, что сейчас активней других работает группа по вопросам изменения законодательства.

«Предложения, которые касаются избирательной системы, сегодня вряд ли будут приняты официальным Минском, — отмечает Быковский. — Но, с другой стороны, власти под работу в этом направлении могли бы «продать» изменение системы выборов, переход от мажоритарной к партийным спискам. Вряд ли это будет реально полезно для оппозиции и предоставит ей дополнительные возможности. Но если провластное общественное объединение «Белая Русь» собирается стать партией и для властей было бы рационально заранее изменить избирательную систему, то почему бы не использовать для этого и инициативу Евросоюза?».

В том же, что касается таких сфер, как инвестиции и экономические преобразования, опыт европейских стран и международных институтов безусловно интересен. Но тут, подчеркивает Быковский, уже возникает политический вопрос: готов ли белорусский правящий режим идти на структурные преобразования экономики, разгосударствление предприятий и тому подобное?

«Пока можно говорить о том, что идеологи и те, кто принимает решения, опираясь на политическую целесообразность, выступают категорически против подобных преобразований, так как в этом случае государство потеряет контроль над рабочими местами и в принципе возникнут довольно серьезные риски для сохранения правящего режима», — отмечает эксперт.

По его мнению, обсуждение подобных вопросов с официальным Минском будет возможно, но «какие-то конкретные шаги в практической плоскости для реальных преобразований в экономике мне представляются маловероятными». «Скорее всего, государственные идеологи и экономисты будут смотреть на опыт таких стран, как Китай, где совсем по-другому все реализовывалось», — резюмировал Быковский.

В свою очередь, политолог Алесь Логвинец не ожидает каких-то значительных изменений после парламентских выборов.

«Есть и другие важные вопросы, — сказал он. — Во-первых, это освобождение политзаключенных, а во-вторых — постепенные шаги властей по налаживанию отношений с ЕС. Евросоюз не та структура, которая будет приспосабливаться к белорусским властям. ЕС имеет давно опробованную схему отношений со своими соседями. И у него есть так называемый принцип «больше за большее», то есть, если власти будут делать больше, они могут надеяться, что и ЕС больше будет к ним поворачиваться».

Логвинец уверен, что одного признания или положительной оценки выборов недостаточно. «Пока не решится вопрос с политзаключенными, который очень важен для ЕС, то, мне кажется, возможностей улучшить отношения не так уж и много. Хотя если внезапно случится так, что некоторые из независимых кандидатов смогут победить в своих округах, то, может быть, появится какая-то новая динамика в белорусско-европейских отношениях», — добавил политолог.

Он также отмечает, что на данном этапе официальный Минск или предпочитает вовсе не замечать «Европейский диалог о модернизации», или выступает с его резкой критикой.

«Насколько мне известно, власти приглашались к участию в этом диалоге. Но проект не является диалогом властей и ЕС, это — трехсторонний диалог с участием Евросоюза, белорусских властей и гражданского общество. Официальный Минск не готов к такому формату», — констатирует собеседник, подчеркивая, что участие гражданского общества будет «последней вещью, на которую власти согласятся».

При этом Логвинец отмечает, что сейчас все зависит от того, насколько «власти готовы подавать какие-то позитивные сигналы и, самое главное, затем выполнять свои обещания».

Оценить материал:
Средний балл - 3.57 (всего оценок: 7)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева