Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»
-
Саммит Восточного партнерства в Риге. Три вопроса на злобу дня
Полетит ли в Ригу Лукашенко, будет ли парафировано соглашение об упрощении визового режима и каковы перспективы сотрудничества в формате ВП… -
Карл Бильдт: любое число политзаключенных, кроме нуля, неприемлемо
ЕС не готов закрыть глаза на проблемы с демократией и правами человека в Беларуси…
- Литва довольна работой визовых центров на территории Беларуси
- Литва рассчитывает на полмиллиона белорусских туристов в этом году
- Латвийскую продукцию хотят продавать в «Рижских двориках»
- Беларусь участвует в научной программе ЕС в области ядерных исследований
- ЕС выделил Беларуси 5 миллионов евро на «зеленую» экономику
- Итальянцы сняли фильм «Made in BY» с белорусскими музыкантами
- Лукашенко: страна в центре Европы не может не быть значимой
- Глава МИД Литвы доволен откровенностью проведенных в Беларуси встреч
- Майра Мора о Беларуси: основа любых отношений — познавать своего соседа
- В диалоге с Беларусью возможностей для компромисса ЕС не видит
Беларусь-ЕС
Минск предлагает Европе партнерство по собственным правилам
Брюссель не оставил без внимания заметно повысившуюся в последнее время активность белорусской дипломатии на европейском направлении. Об этом свидетельствует решение Совета Евросоюза по вопросам реализации программы «Восточное партнерство», принятое 18 февраля. При этом очевидно, что в целом ЕС остается на прежней позиции.
Минск продолжает прощупывать ЕС
После серии контактов руководителей белорусского МИД с представляющими страны Евросоюза дипломатами поиск коммуникации с ЕС продолжился. В стремлении вывести двусторонние отношения в политической сфере из почти полностью замороженного состояния внешнеполитическое ведомство перешло к действиям на более высоком уровне.
В частности, Владимир Макей все же согласился лично участвовать во втором раунде неформальных министерских диалогов государств-участников «Восточного партнерства», который прошел 12-13 февраля в Тбилиси.
Более того, во время встречи в столице Грузии с еврокомиссаром Штефаном Фюле и заместителем генсека Европейской службы внешних действий Хельгой Шмид Макей высказался за урегулирование всех спорных вопросов в двусторонних отношениях путем спокойного диалога, а также за дальнейшее вовлечение своей страны в европейские интеграционные процессы.
Кстати, трудно согласиться с предположением, что белорусский министр чуть ли не испрашивал разрешения на этот визит у российского коллеги. Разумеется, во время недавних переговоров в Москве вопрос этот ими почти наверняка обсуждался, но начальником Макея является все-таки не Сергей Лавров…
Кроме того, параллельно появилась информация о том, что официальный Минск предложил европейским партнерам взамен инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» начать реализацию «Партнерства для модернизации». Смысл предложения в том, чтобы вывести из процесса взаимодействия представителей оппозиции, негосударственные структуры и независимых экспертов, заменив их исключительно государственными чиновниками.
Маловероятно, что ЕС целиком примет такой вариант, но сама попытка Минска выглядит симптоматичной. Это означает, что белорусские власти заинтересованы в модернизационном диалоге, но предпочли бы вести его на своих (или компромиссных) условиях.
Европа пока не поддается
Ответ объединенной Европы на этот зондаж оказался весьма сдержанным. Так, в документе Совета ЕС говорится, что рассмотрение ситуации в Беларуси будет среди приоритетов Европейского союза на 23-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ). Она пройдет в июне в Женеве, и там планируется выступление с докладом Миклоша Харашти.
Харашти был назначен специальным докладчиком по ситуации в Беларуси СПЧ в сентябре прошлого года. Беларусь эту резолюцию не признала, охарактеризовав ее как «навязанную совету группой государств Евросоюза, преднамеренно искажающую ситуацию с правами человека в Беларуси и направленную на вмешательство в ее внутренние дела». При этом мандат спецдокладчика был назван «политически мотивированным».
К тому же не пользуется здесь симпатиями и сам докладчик, в свое время досаждавший Минску на посту представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. По мнению постпреда Беларуси при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Михаила Хвостова, деятельность Харашти «способствовала созданию в постсоветских странах атмосферы, благоприятной для культивирования диссидентства».
Так что новость о повестке дня июньской сессии СПЧ вряд ли была воспринята белорусскими властями с чувством глубокого удовлетворения.
В другом же пункте речь идет о готовности Европейского союза начать с Беларусью переговоры об облегчении визового режима и подписании соглашения о реадмиссии. На первый взгляд, этот шаг с точки зрения Минска можно было бы только приветствовать. Однако в условиях, когда значительная часть белорусской номенклатуры находится под запретом на въезд почти во все европейские государства, вряд ли можно ожидать от властей рвения в вопросе облегчения визового режима для рядовых граждан.
Москва легко «перекупает» Беларусь
Таким образом, пока белорусским властям не удалось добиться реальных сдвигов к лучшему в отношениях с Европой. Та продолжает настаивать, что непременной предпосылкой начала сближения является освобождение политзаключенных.
В Минске же, по-видимому, еще не считают ситуацию настолько серьезной, чтобы поступаться принципами, идя навстречу этим требованиям. Тем не менее, определенное беспокойство, судя по всему, все-таки имеет место — в противном случае не наблюдалось бы даже таких ограниченных движений.
Основная проблема в том, что состояние отношений Беларуси с Западом, причем прежде всего именно с Евросоюзом, находится строго в обратной зависимости от положения дел на российском направлении.
Поэтому совсем не исключено, что Москва предоставит своему союзнику очередные преференции, в результате чего внезапно выяснится, что в Брюсселе нынешнее поведение Минска поняли совершенно неправильно. Проще говоря, игры белорусских властей с Европой сойдут на нет.
Последние Комментарии