Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»

  1. Страны Восточного партнерства усиливают прагматизм отношений
    На фоне эскалации напряжения между Россией и Западом значение площадки Восточного партнерства только увеличивается…
  2. Конфликт Варшавы и Москвы может неприятно аукнуться Минску
    Белорусско-польские отношения в перспективе могут осложниться из-за российского фактора…


Беларусь-ЕС

Украинские уроки для Восточного партнерства


Не исключено, что происходящие в Украине события в конце концов вынудят Брюссель концептуально пересмотреть прежнюю политику в отношении стран-участниц Восточного партнерства (ВП), в том числе Беларуси. Несмотря на противодействие России.




Евросоюз набрался решительности?

Трудно сказать, в какой степени повлияло на поведение Европейского союза то недовольство его действиями в «украинском вопросе», что выразилось в ставшем достоянием гласности не слишком дипломатичном высказывании Виктории Нуланд, помощника госсекретаря США по европейским делам. Но, как бы там ни было, появляются признаки того, что Брюссель склоняется к более активной позиции на восточном направлении.

Сначала применить санкции к украинским чиновникам, виновным в эскалации насилия в стране, призвал Европарламент. Более того, по словам его вице-президента Яцека Протасевича, они могут быть введены еще до конца февраля.

А 10 февраля политический кризис в Украине рассмотрел уже Совет министров иностранных дел ЕС. И хотя санкции против руководства Украины введены не были, Совет предупредил, что может пойти на такой шаг, если положение в стране усугубится.

Кроме того, была отмечена необходимость формирования нового правительства, способного провести коренные реформы. В таком случае Совет пообещал помочь Украине найти выход из сложной экономической ситуации, а Еврокомиссии поручил заняться определением источников и масштабов помощи.

Наконец, в заявлении сказано, что Евросоюз по-прежнему готов подписать соглашение об ассоциации с Украиной, причем этот документ «не является финальной целью отношений между Брюсселем и Киевом».

С определенной осторожностью эту фразу можно трактовать как долгожданный формальный сигнал о потенциальной возможности присоединения любого государства ВП к ЕС, которого настойчиво добивается проевропейски настроенная общественность во всех странах Партнерства.


Преодолеть сопротивление Кремля

То есть Брюссель фактически признал, что его прежняя несколько отстраненная позиция, базировавшаяся главным образом на притягательности самой идеи европейской интеграции, оказалась неплодотворной.

Понятно, что основная причина неудачи заключается в крайне жестком противодействии Москвы любым попыткам сближения бывших советских республик с объединенной Европой.

Наиболее показательным в этом плане является, безусловно, нынешний пример Украины, когда Россия, несмотря на далеко не лучшее состояние собственной экономики, пообещала ссудить «славянской сестре» 15 миллиардов долларов, но мгновенно заморозила эту помощь, стоило событиям в Киеве начать развиваться не в соответствии с ее ожиданиями.

Можно предположить, что в результате политического давления Москвы на недавнем референдуме в автономном регионе Молдовы — Гагаузии — местные жители почти поголовно высказались против сближения с ЕС и за налаживание тесного взаимодействия с Таможенным союзом.

Если говорить о Грузии, то и там у России сейчас есть немалые возможности помешать подписанию соглашения об ассоциации.

Явно не без учета подобных обстоятельств Швеция подготовила документ под названием «20 пунктов про ВП после Вильнюса», под которым подписались 12 стран ЕС, в том числе Германия, Великобритания и Польша. В документе Евросоюзу предлагается подготовиться к очередному нажиму России на потенциальных партнеров: введению торговых эмбарго, ограничений для мигрантов, содействия эскалации внутренних конфликтов и т.д. Также идет речь об увеличении программ помощи тем странам, которые будут активно сотрудничать с ЕС.


Мало взывать к ценностям

В то же время, как заметил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски, у Европы для украинской экономики в ее современном нереформированном состоянии средств нет. Такая позиция вполне понятна, так как имеются обоснованные опасения, что выделенные деньги в Украине просто проедят и/или разворуют.

С другой стороны, существует опасность, что, будучи загнанным в угол, ее руководство начнет брутальные действия против своих противников. Тогда развитие событий может пойти по трагическому сценарию с совершенно непредсказуемыми геополитическими последствиями, вплоть до раскола государства. Едва ли это входит в планы объединенной Европы.

Поэтому наряду с усилением политического давления на недемократичных руководителей Брюсселю, вероятно, стоит развивать в рамках ВП экономические связи на локальном уровне. Здесь затраты существенно меньше, а вот поддержка евроинтеграции населением может возрасти.

Скажем, в 2009-2010 годах Брюссель, скорее всего, допустил ошибку, отвергнув практически все конкретные инициативы официального Минска по экономическому сотрудничеству в рамках ВП, в том числе выдвинутые совместно с Литвой и Украиной.

Естественно, не тот отказ послужил главной причиной случившегося в дальнейшем. Вряд ли, однако, можно отрицать, что некие перспективы при этом были упущены.

Хотелось бы надеяться, что развитие ситуации в Украине будет способствовать пересмотру взглядов Европы на перспективы ее дальнейшего взаимодействия со всеми государствами ВП. А это стало бы сильным позитивным сигналом для приверженцев европейского пути развития, в том числе в Беларуси.

Оценить материал:
Средний балл - 3.62 (всего оценок: 13)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева