Другие материалы рубрики «Финансы»
-
Будут ли лопаться белорусские банки?
За суверенную историю Беларуси в стране было ликвидировано 25 банков, и у этой печальной статистики может быть продолжение… -
Банки будут сообщать в налоговые органы о покупателях крупных сумм валюты
Кроме банков. информацией о покупках и доходах граждан с налоговиками делятся таможня, ГАИ, БТИ...
- Нацбанк выпускает в обращение отчеканенные в Литве памятные монеты
- Надежда Ермакова возглавила наблюдательный совет Банка БелВЭБ
- Россия предоставит Беларуси кредит на 110 млн. долларов. Но в рублях
- Курс доллара на бирже опустился ниже 14 500 рублей
- Белорусские банки снижают ставки по кредитам
- Лукашенко: налогообложение должно быть простым, понятным и логичным
- Копейка, рейхсмарка, рубль. Выставка «Денежные знаки Беларуси»
- Зарплаты белорусов в 2014 году. От программистов до аграриев
- Новая девальвация белорусского рубля. 19.12.2014 — 19.01.2015
- Белорусские деньги будущего — какие они?
Финансы
Девальвацию поставили в режим «паузы»?
Под давлением инфляции Нацбанк все-таки повышает ставку рефинансирования — с 16 марта на 1,5 процентных пункта до 12% годовых. Как следует из заявления главного банка страны, такое решение было принято «в целях адекватного реагирования на наблюдавшееся в начале текущего года повышение уровня инфляции».
Решение Нацбанка увеличить ставку рефинансирования было ожидаемым, несмотря на заявления его отдельных представителей о том, что в краткосрочной перспективе ставка останется неизменной. В тоже время вице-премьер Сергей Румас еще в феврале заявлял, что ставка может быть повышена на основании анализа по скачку инфляции за январь-февраль.
По данным Белстат, в феврале инфляция выросла до 2,7% с 1,4% в январе 2011 года. С начала года прирост потребительских цен составил 4,2%. Видимо, этого оказалось достаточно, чтобы принять решение о повышении ставки рефинансирования.
В Нацбанке отмечают, что рост инфляции «главным образом связан с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги вследствие увеличения цены покупки природного газа, импортируемого из Российской Федерации, и воздействием увеличения мировых цен на энергоносители и продукты питания».
Что до повышения ставки рефинансирования, то это вызвано «необходимостью поддержать ставки денежного рынка на положительном уровне в реальном выражении для надежной защиты рублевых вкладов населения в банках от инфляции», подчеркнули в Нацбанке.
В последний раз Нацбанк повышал ставку рефинансирования почти два года назад. В январе 2009-го она увеличилась на 2 процентных пункта — с 12% до 14%. Причины ее повышения были фактически аналогичными — обеспечение стабильности белорусского рубля и дальнейшее повышение доходности вкладов в белорусских рублях с сохранением их высокой привлекательности.
Однако привлекательность депозитов в национальной валюте — лишь одна из причин, и не самая в сложившейся ситуации определяющая. Несмотря на рост инфляции, вклады в белорусских рублях только за февраль увеличились почти на 750 млрд. рублей, или на 7,4%, и на 1 марта составили 10,9 трлн. рублей. Вклады в валюте выросли только на 2,3%, или на 105,8 млн. долларов.
Гораздо больше правительство и Нацбанк волнует не приток денег в банковский сектор, а отток в виде кредитов на неэффективные проекты. Сергей Румас, прогнозируя в феврале повышение ставки рефинансирования, заявил, что правительство «будет ограничивать бесплатную раздачу денег».
По его словам, «льготные процентные ставки по кредитам развращают и ни к чему хорошему не приводят. Есть госпредприятия, которые берут льготные кредиты, осваивают их, а построенное производство нельзя эффективно использовать».
Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич также считает, что правительству следует ограничить кредитование малоэффективных госпроектов: «И сделать это надо административно, так же, как административно принимаются решения о льготном кредитовании».
Для Нацбанка и коммерческих банков сейчас очень важен вопрос стоимости денег. При росте инфляции и не соответствующей ей ставке рефинансирования кредитование неэффективных госпроектов многократно увеличивает риски. К тому же это отражается и в целом на эффективности кредитных продуктов.
По словам Станислава Богданкевича, «на сегодня ставка рефинансирования на уровне 12% более-менее нормальная. Однако нынешние темпы роста инфляции не позволяют прогнозировать, что на конец года инфляция удержится в пределах 12%. То есть не исключено, что ставка рефинансирования может повыситься еще раз».
Экономист Андрей Карпунин считает, что пока рано делать выводы о еще одном повышении ставки рефинансирования в текущем году.
Касаясь принятого Нацбанком решения, он отметил, что это было неизбежно, и в данном случае «пришлось выбирать из двух зол — повышенную ставку рефинансирования или разовую девальвацию примерно на 30%».
В росте ставки рефинансирования Карпунин увидел ряд позитивных моментов.
«Нацбанк не будет пускать в обращение безумное количество необеспеченных рублей. То есть мы не так сильно разгоним инфляцию. Будет происходить отток ресурсов из тех сфер, где наблюдался их избыток. Повышение ставки рефинансирования может уменьшить инфляцию, так как это заставит белорусские деньги работать на эффективные и окупаемые проекты».
Между тем Станислав Богданкевич считает, что правительству не удастся решить все накопившиеся проблем только повышением ставки рефинансирования. По его словам, необходимо провести девальвацию.
Андрей Карпунин, в свою очередь, считает, что «одномоментная девальвация нас не спасет, а угробит. Девальвация — это слишком высокий политический и экономический риск, который может привести к бегству капитала, бегству бизнеса, к потере доверия к белорусскому рублю, к желанию импортеров заложить риски от новой девальвации в цену на товары. Паника и ажиотаж приведут к росту цен, и мы получим намного худшую ситуацию с инфляцией».
При этом эксперт не считает, что ситуацию поправит очередной кредит от МВФ, который фонд готов нам предоставить.
«Очередной займ без экономических реформ — это абсурд. Нам 2 млрд. долларов хватит на 4-5 месяцев. Мы опять их проедим, не проведя реформ, не вложив деньги в валютоокупаемые отрасли, не создав условий для расширения экспорта», — отметил эксперт.
Последние Комментарии