Алесь Михалевич. ВЕКТОРЫ. Оппозиция должна быть предельно корректной
Деградация культуры общения в Беларуси поражает. Публичные «порки» с выливанием грязи показывают по телевидению...
Алесь Михалевич. Родился 15 мая 1975 года в Минске. В 1999 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета по специальности «политология», был аспирантом Института государства и права Национальной академии наук Республики Беларусь. С 1995 по 1999 годы — председатель ЗБС (Задзіночання беларускіх студэнтаў). Был членом Партии БНФ (с 1993 года), заместителем председателя Партии БНФ. Исключен из партии в июне 2008 года «за нарушение партийной этики и дисциплины». Председатель союза «За модернизацию». Кандидат в президенты на выборах 2010 года. Обвиняемый по уголовному делу о массовых беспорядках 19 декабря. Получил политическое убежище в Чехии. Женат, воспитывает двоих детей. |
Многие из задержанных во время последних молчаливых акций впервые столкнулись с ситуацией, когда сотрудники милиции разговаривали с ними матом. Именно разговаривали, а не ругались. При этом часто милиция оформляет протоколы именно за то, что человек «выражался нецензурной бранью». Были такие ситуации и у меня. Не скрою, часто хотелось высказаться грубо, тем более, что протокол уже был оформлен, и большего наказания не последовало бы. Но никогда до этого не скатывался.
Порой бывает, что люди, которые борются с плохими проявлениями, именно эти проявления и перенимают. Например, сотрудники следственного изолятора КГБ нам ставили во время прогулок песни о ворах-авторитетах и романтике криминальной жизни, а охранник, который перевозил меня из одного следственного изолятора в другой, обращался ко мне на такой «блатной фене», что моих лингвистических познаний было мало, чтобы понять, о чем мне говорили. Не сомневаюсь также, что среди любителей шансона милиционеры составляют большой процент.
Уровень деградации культуры общения в Беларуси поражает. Повальное обращение на «ты» к малознакомым людям стало в государственных органах нормой. Публичные «порки» с выливанием грязи показывают по телевидению и транслируют по радио. Не буду вспоминать, какие слова позволяет власть по отношению к оппозиции. С уверенностью скажу, что это многим нравится.
Значит ли это, что мы должны опуститься до такого уровня, стать «своими» для тех людей, которым нравится такая модель поведения?
Уверен, что надо оставаться цивилизованными людьми в любых условиях. Меня всегда поражала советская традиция не здороваться с женщинами за руку. Поэтому, когда один из оппозиционных политиков при получении кандидатского удостоверения отказался пожать руку председателю ЦИК Лидии Ермошиной, я это воспринял крайне негативно. Для меня пожатие руки является символом того, что я пришёл с миром. К тому же отказ пожать руку женщине многие воспринимают как отказ признать женщину партнёром.
Обращение к любому чиновнику со словами «Уважаемый» для меня столь же естественно, как начинать обращение к судье со слов «Высокий суд», даже если я уверен, что суд пал ниже плинтуса. Для меня вежливое обращение — это часть профессиональной и личной культуры. И не хочу вдаваться в диспуты, уважаю ли я собеседника и законно ли его нахождение на должности. Намного важнее то, что изложено в заявлении или речи. Часто замечал, что предельно вежливый тон на фоне тотального хамства привлекает внимание намного больше, чем желание грубо всех перекричать.
Помню, как в подростковый период многие, для того, чтобы казаться старше, начинали пить алкоголь, курить и ругаться матом. Некоторым и сегодня кажется, что грубый тон или пошлые шутки приблизят нас к народу и обеспечат поддержку. Но как бы мы ни пробовали становиться грубее, в этом никогда не перегоним современную белорусскую власть. К тому же совсем не факт, что вежливый мужчина в очках является бесхребетным ботаником, так же как вечно ругающийся матом здоровый милиционер с пистолетом может всю жизнь оставаться слабаком.
Меркаванні калумністаў могуць не супадаць з меркаваннем рэдакцыі. Запрашаем чытачоў абмяркоўваць артыкулы на форуме, прапаноўваць для ўдзелу ў праекце новых аўтараў або ўласныя матэрыялы. |
Обсудим?