Мнения других авторов
- 08.04 // 19:08 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Настоящие иждивенцы, скрытые тунеядцы // Статья
- 07.04 // 20:33 Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Черный ящик из ДСП // Статья
- 07.04 // 11:50 Сергей Безбережьев. МНЕНИЕ. Несколько замечаний о крымских событиях 2014 года // Статья
- 06.04 // 18:32 Анатолий Лебедько. ПОЗИЦИЯ. Что власть и оппозиция могут делать вместе, не подавая рук друг другу? // Статья
- 06.04 // 12:55 Игорь Драко. СТРАСТИ. Исповедь националиста // Статья
Другие Мнения этого автора
- 08.04 // 19:08 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Настоящие иждивенцы, скрытые тунеядцы // Статья
- 01.04 // 18:57 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Облом с притопом и прихлопом // Статья
- 25.03 // 19:17 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Чиновники-башмаки // Статья
- 18.03 // 19:00 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Подготовка к жесткой посадке // Статья
- 12.03 // 12:57 Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Клиника Минздрава // Статья
Мнение
Ярослав Романчук. КРИЗИС. Мероприятия для олигархата
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года – заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года. |
Совет министров постановлением № 942 от 11.07.11 утвердил мероприятия по выполнению Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы. Этот документ принимался в разгар валютного кризиса, в условиях вышедшей из-под контроля инфляции и резкого ухудшения долгов. Казалось бы, пришло время ответственной государственно-общественной мобилизации. Наступила пора переосмысления прошлого. Надо, в конце концов, наступить на горло той песне, которую власти пели последние 17 лет. Она скисла и превратилась то ли в пьяную-застольную, то ли в заунывную погребальную.
Внимательное изучение мероприятий (249 пунктов) убеждает, что Совмин породил очередную законодательную пустоту, бюрократическую завесу, разрисованную карикатурами на тему бурной деятельности. Его писали и принимали люди, которые часто называют себя крепкими хозяйственниками, государственниками и даже патриотами. Если этот документ будет основой деятельности белорусского Левиафана — АпСоНы (Администрация президента, Совмин и Нацбанк), то Беларуси грозит экономический застой, номенклатурный разбой и социальные потрясения. Интеллектуальный потенциал белорусской власти находится на уровне, который представляет явную, серьезную угрозу национальной безопасности.
Утопия тянет Беларусь в омут шапкозакидательства
За четвертную пятилетку (2011-2015) ВВП Беларуси должен вырасти на 62-68%. Если в качестве отправной точки взять ВВП 2010 года ($54,7 млрд.), то получается целевой показатель 2015 года — около $90 млрд. Инвестиции в основной капитал должны почти удвоиться, т. е. вырасти с $18,5 млрд. в 2010 году до около ~37 млрд. до 2015 г. Еще власти должны справиться с дефицитом торгового баланса и выйти к 2015 году на профицит внешней торговли товарами и услугами в 0,5-0,6% ВВП. Наконец, средняя зарплата к 2015 году должна составить $1000 против $530 в конце 2010 года.
Смотришь на эти цифры и ожидаешь от плана действий по их достижению некого творческого прорыва, инновационного драйва, ответственности по нейтрализации рисков. Надеешься найти элементы того, что обеспечило основу немецкого, южнокорейского или чилийского чуда. Знакомишься с самим списком мероприятий — и становится грустно, скучно и отвратно. Грустно от того, что АпСоНа не оставляет даже лучика надежды. Свет в конце тоннеля погас: «замуровали, гады». Скучно от бесконечного повторения избитых фраз, общих положений и благих намерений. Отвратно от осознания того, что очередной номенклатурный передел, рейдерство против госсобственности будут проходить под благородными лозунгами — за счет пенсионеров, работников, предпринимателей и молодежи.
Первая половина 2011 года показала, что Беларусь движется в прямо противоположном направлении от показателей Программы 2011-2015 гг. Люди беднеют. По реальному рыночному курсу зарплата в долларовом выражении не превышает $300, а пенсия балансирует на уровне $100. Кредиты резко подорожали. Инфляция съедает сбережения и оборотный капитал. Предприятия «пухнут» от долгов, хотя инвестиции в основной капитал за I полугодие выросли на 27,6%. Предприниматели задыхаются от валютной вакханалии, устроенной АпСоНой. Тем временем Совет министров принимает документ, как будто в стране структурная тишь, финансовая гладь да макроэкономическая божья благодать.
Любимый набор бюрократа: совершенствовать, упрощать, повышать
Мероприятия правительства должны быть не бла-бла-бла а-ля директива № 4, а списком конкретных дел. Поскольку конкретики АпСоНе явно не хватало, пришлось для пущей важности разбавить документ нормативной «водицей». Вот лишь несколько типичных примеров.
Пункт 57 гласит «совершенствование процедуры участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных закупках товаров (работ, услуг)». Пять лет будут совершенствовать, все четвертую пятилетку. Вместо того чтобы указать четко и ясно, какие механизмы будут использованы для предотвращения коррупции, обеспечения прозрачности, наказания провинившихся чиновников, вместо описания методики определения эффективности использования госресурсов, сужения сферы использования бюджетных денег, АпСоНа нам обещает примерное поведение. От того, что в положении упоминается слово «предпринимательство», самим предпринимателям ни холодно, ни жарко.
Еще одно любимое действие АпСоНы — упрощение. В пункте 58 нам обещают упрощать процедуру передачи неиспользуемого государственного имущества (вместо того, чтобы конкретно написать, что все такое имущество, раз оно не используется и чиновникам не нужно, будет продано белорусским гражданам на открытых аукционах за минимальные деньги). В пункте 59 нам обещают упростить процедуру изменения назначения недвижимого имущества. Над этим Госкомимущество и Минстройархитектуры будут работать три года.
АпСоНа даже не подозревает, что сам факт существование такого понятия, как «назначение недвижимости» есть вопиющее нарушение прав собственности. Для инновационного развития и модернизации структуры экономики нужно было бы просто записать, что, скажем, с 1 сентября 2011 года собственники земли и недвижимости самостоятельно определяют ее назначение. Никаких разрешительных процедур не требуется вообще. Но рынок в понимании распорядителей чужого (чиновников и политиков) — это когда частные сособственники продолжают ходить к ним на поклон за разного рода бумажками разрешительного характера.
Третьим любимым действием белорусских бюрократов является повышение — чего угодно. В пункте 60 речь идет о «повышении эффективности функционирования и дальнейшем развитии инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства». Этим АпСоНа будет заниматься аж до 2015 года. Процесс этот бесконечный, не имеет ни начала, ни конца. Перед нами типичный пример забалтывания проблем. МСП и ИП душат налогами, проверками, лицензиями, ценообразованием, разрешительными процедурами. Власти не обещают прекратить все эти регуляторные безобразия, а лишь делать это в рамках развитой инфраструктуры. Т. е. в инкубаторах, бизнес центрах или технопарках.
Вместо полноценного развития финансовой системы, приватизации банков и развития частного венчурного кредитования АпСоНа в пункте 61 обещает проводить конкурсы «инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства для оказания государственной финансовой поддержки по приоритетных направлениям развития предпринимательской деятельности». Это значит, что АпСоНа снова будет определять, какие виды деятельности являются приоритетными, а какие незначительными. Структура экономики опять будет определяться не спросом-предложением на рынке, а субъективными взглядами распределителей чужого.
Рынка без приватизации не бывает
О том, что Мероприятия не имеют ничего общего с полноценными рыночными реформами, говорит место в них приватизации. В раздел «Активизация процесса приватизации и реформирования структуры государственной собственности» вошел только один пункт 62, которым предусматривается «развитие доверительного процесса управления предприятиями как имущественными комплексами, концессии как формы государственного партнерства». В условиях, когда около 70% экономики находится в руках номенклатуры, при этом поступления в бюджет от коммерческого использования госсобственности находится в пределах около 1-2% от доходной части бюджета, приватизация должна стать центральной частью программы реформ. Острая потребность в прямых иностранных инвестициях и структурных реформах усиливает данную потребность. Так было бы в случае желания властей создать в стране полноценную рыночную экономику.
Исключение приватизации из перечня Мероприятий не случайно. Через систему доверительного управления номенклатура планирует перераспределить национальное богатство в свою пользу, а через концессии — заинтересовать иностранных друзей белорусских олигархов. Такие схемы очень опасны для страны, но очень выгодны для временных управляющих. Они позволяют выжать по максимуму из активов и ресурсов страны, не думая об экологических, производственных и социальных последствиях. Снял сливки — и не думаешь об остальном. Предложенная властями форма трансформации собственности напоминает варварскую охоту на слонов или носорогов. Браконьеры (в нашем случае номенклатура топ уровня) убивают бедных животных ради бивней. Мертвые туши и исчезновение этих благородных животных их не волнует. Так и концессионеры и частные управляющие госимущества заинтересованы в максимизации своей личной выгоды, а не повышении рыночной капитализации активов в долгосрочной перспективе. Краткосрочная аренда/концессия/трастовое управление активами и ресурсами часто означает реализацию принципа «после меня — хоть потоп».
Отсутствие полноценного раздела о приватизации идет в паре с сохранением блокировки еще одного важнейшего института рыночной экономики — банкротства. Ему в плане Мероприятий посвящено целых два пункта, причем оба носят формальный характер. В 2013 году планируется создать Единый реестр сведений об экономической несостоятельности, а в 2011 году — разработать нормативный правовой акт, который определит меры по реализации других законодательных актов о банкротстве в отношении неплатежеспособных предприятий. Это как руками бюрократии принять постановление о порядке проведений заседаний для обсуждения эффективности заседаний и документов, согласно которым они проводятся. Бессмысленно, тошнотворно, но типично для белорусской номенклатуры.
Минэкономики планирует ежегодно анализировать платежеспособность государственных организаций, формировать перечень неплатежеспособных организаций. Очень странный пункт. Сегодня Белстат может за час дать Минэкономики список неплатежеспособных госорганизаций. И что толку? Их давным-давно уже нужно было продать, а не носиться с ними, как с писаными торбами. К сожалению АпСоНа продолжит гробить деньги налогоплательщиков и ресурсы прибыльных организаций на поддержание на плаву коммерчески бессмысленных, финансово опасных для экономики страны субъектов.
Перечень мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы настолько внушителен, что вместить все в один материал нереально. Разговор о нем мы продолжим на следующей неделе…
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии