Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Европа и Беларусь в подвешенном состоянии

 

Ярослав Романчук

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

Европейская экономика спит на проснувшемся вулкане. Долги, неликвиды и дефициты парализуют политическую волю. Нужны не простые косметические изменения, а полноценная перестройка. Но М. Баррозу на роль М. Горбачева явно не тянет. Да и полномочий у него несравненно меньше. Экономические институты, в первую очередь зоны евро, явно не настроены на принятие сложных, но давно назревших решений.

Похожая ситуация складывается и в Беларуси. У нас тоже на повестке дня вопрос о проведении структурных реформ. Открытым остается вопрос, будет ли Александр Лукашенко сам выполнять роль М. Горбачева или постарается перевести страну в режим позднего брежневизма, чтобы через несколько лет у руля страны появился другой реформатор.


Европа обречена на кризис

Европейский центральный банк (ЕЦБ) сделал деньги почти бесплатными. Правительства залезают в долги, чтобы, следуя указаниям злого гения Дж. Кейнса, стимулировать спрос и инвестиции. Рыть яму сегодня, даже если это долговая яма, по официальной статистике – это стимулировать ВВП. Это нравится политикам при власти. Тратя чужие деньги, они создают площадку для парламентских/президентских выборов.

Кредитная история Евросоюза пока достаточно прочная. Поэтому большинству европейских правительств в долг пока дают. Все еще работаю коллективная ответственность и престиж ЕС и еврозоны. Вот домашние хозяйства и бизнесы живут за счет будущих поколений. Очень не хочется привыкать к снижению зарплаты и пенсии. Противно от мысли, что именно на нынешнее поколения приходится болезненный этап расплаты за увлечение моделью государственного интервенционизма. В свое время, в 1984 году, Новая Зеландия тоже обанкротилась. По тем же причинам, которые сегодня ведут Европейский Союз к глубокому кризису. К сожалению, европейские политики и чиновники не выучили уроков провала модели активного государственного вмешательства в экономику. Поэтому обязаны их повторить. Что бы ни делали сегодня распорядители чужого на наднациональном и национальном уровне, Евросоюз все равно ждет жесткая посадка и встряска. Правительства лишь могут принять решения, которые либо сократят период экономической и социальной турбулентности, или растянут ее на десятилетия, как это сделала Япония в начале 1990-ых.

Европейцы предвосхищают глубокий системный кризис. Опубликованные в июле 2012 года результаты весеннего опроса Евробарометра (Standard Eurobarometer 77) показывает высокий градус тревоги и опасности. Только 40% жителей ЕС считают, что Евросоюз развивается в нужно направлении. О том, что он развивается в неправильном направлении, заявили 31%.

71% жителей стран ЕС считает положение своей национальной экономики плохим. 75% - что вся европейская экономика находится в плохом положении. 69% думают так же в отношении мировой экономики. Людей частично успокаивает их личное финансовое положение. Хорошим его по-прежнему считают 62% опрошенных. 52% европейцев положительно оценивают и свое положение на рынке труда. Плохим его считают 30% жителей ЕС. Правительства мобилизуют центральные банки и правительства, чтобы не допустить ухудшения и без того тяжелой ситуации на рынке труда и капитала. Рано или поздно убыточные, находящиеся на бюджетной капельнице предприятия нужно будет от нее отключить. Вот тогда европейцы вообще могут впасть в психологическую депрессию. Когда руки опускаются и жизнь видится в черных красках, люди материализуют самые плохие сценарии.

Предсказуемо самыми большими пессимистами относительно состояния экономики в ЕС-27 являются греки. 100% греков считают, что их экономика находится в плохом состоянии. Такую же оценку в отношении своих экономик дали 99% испанцев, 97% португальцев, 96% ирландцев, 93% венгров, 92% итальянцев, 91% болгар, 90% словаков. Самыми большими оптимистами в отношении своих экономик являются шведы (83%), люксембуржцы (82%), немцы (77%), финны (68%), австрийцы (66%) и датчане (55%). Европейский союз все больше напоминает двухпалатный клуб. Одна часть – это относительно устойчивые страны (Скандинавия и Германия), другая – по сути дела, остальные 20 государств. Различия между ними быстро превращаются в пропасть, возрождая очень опасного монстра в виде национализма. Когда большинство стран в ЕС-27 (недовольные и считающие себя обделенными) требуют от Германии, Голландии давать им еще больше денег, а богатое, довольное меньшинство требует от погруженного по самую шею в долги и дефициты большинство зажать пояса и жить по средствам, искры конфликта и даже ненависти вспыхивают очень быстро.

Кто бы мог подумать, что при официальной инфляции в ЕС-27 меньше двух процентов 45% европейцев будет именно ее считать самой важной проблемой сегодняшнего дня. На втором месте – безработица (21%), и только на третьем – экономическое положение в своей стране (19%). Я понимаю, когда беларусы считают инфляцию самой большой проблемой. По росту цен наша страна является мировым лидером, но для Евросоюза и зоны евро это очень большая неожиданность. Инфляционные ожидания могут начать раскручивать инфляционную спираль. ЕЦБ и национальные правительства своими действиями (продолжительный период чрезвычайно мягкой монетарной и фискальной политики) создали благоприятную почву для инфляции. Надутые пузыри (фоновый, недвижимости, нефтяной, продовольственный) достигли предела роста. Одно неосторожное движение – и может начаться большой «Бах-трабадах». К сожалению, на политическом поле Евросоюза нет достаточно авторитетных, влиятельных и убежденных политиков, которые сегодня могли бы взять на себя роль европейских лидеров по выводу ЕС из серьезного структурного кризиса.



Беларусь обречена на кризис

С точки зрения институциональной и структурной можно провести определенные параллели между Евросоюзом и Беларусью. Белорусское народное хозяйство медленно осознает необходимость становиться рыночной системой. Оно все глубже погружается в конфликт между советским институциональным прошлым (тотальная госсобственность, сильнейшая централизация системы принятия экономических решений, информационная ассиметрия из-за ценового регулирования и инвестиционного интервенционизма) и внешними рыночными императивами.

Присыпка в виде российского нефтехимического гранта не лечит даже советские структурные болячки белорусской экономики, а, как морфий, лишь притупляет институциональную боль. ЕЭП парализовало политическую волю к реформам. Кремль по отношению к Беларуси выступил тем, чем Европейский центральный банк является в отношении проблемных правительств и банков. Да, львиная доля поддержки оказывает в немонетарной форме, но при этом объем российской поддержки белорусской экономики в разы превышает объем ресурсов, которые были направлены европейскими институтами на спасение своих структурных инвалидов. Белорусские власти используют российские и внутренние ресурсы для поддержки старых институтов и структур примерно на том же основании, что и Евросоюз поддерживает свои.

Щедрость Кремля не будет вечной. Скорее всего, большая часть счета за интеграционный грант будет выставлен в 2014 - 2015 годах. Для подготовки к работе на рыночных условиях с сильными конкурентами из России у нас очень мало времени. В отличие от стран еврозоны, у нас нет такого кредита доверия и таких сильных институтов. У нас нет такого количества конкурентных, хотя бы на региональном уровне, предприятий. При этом до 35% промышленности, более 80% сельского хозяйства сильно заражены «ядами» и инвестиционными шлаками. Инфраструктурные сектора – особая тема. Здесь в плане реформ, как говорят в народе, конь не валялся. Большинство стран Евросоюза имеют достаточно качественный телеком, энергетику, водоснабжение, транспортную инфраструктуру. Мы же не можем себе позволить не инвестировать в инфраструктуру. Мы не может долго оставаться в клетке советского ценообразования в этих секторах.

Наконец, ресурсы домашних хозяйств Беларуси и Евросоюза существенно отличаются. Если кризис для европейцев будет означать болезненное снижение уровня жизни до среднемесячного дохода (скажем, до 1500 - 1700 евро), то для нас начальная стадия структурных реформ, особенно при дефиците координации разных рыночных реформ, может вылиться в падение зарплаты ниже $300, при совершенно ином уровне расходов на ЖКУ и транспорт.

Беларусь обречена на кризис. Он будет глубже, чем в Евросоюзе. Он будет дольше, чем в ЕС, особенно если его будет проводить сегодняшнее правительство. При существующем сегодня кризисе доверия к власти можно прогнозировать обострение проблемы легитимности рыночных реформ.

Сегодня более 70% белорусов считают, что Беларусь находится в экономическом кризисе. Больше половины населения готовы к рыночным переменам. При этом более 2/3 Вертикали этим самым переменам противится. Как и в ЕС-27, в Беларуси нет политической воли проводить давно перезревшие структурные реформы. Вместо этого есть страх перемен, который выливается в с/х разборки в рамках борьбы за урожай, очередную раздачу обещаний $500-долларовой зарплаты, грязную внешнеполитическую кампанию против отдельных стран ЕС и участившиеся коррупционные скандалы.

А. Лукашенко боится примерить на себе одежды реформатора. В этом он похож на европейских политиков. Прятать голову в песок можно по-разному. Европейцы это делают на бесконечных заседаниях и дискуссионных площадках. А. Лукашенко же прячется за ширмой привычных действий по продлению жизни слабеющей на глазах, структурно больной социалистической экономики. Как с европейской, так и с белорусской перспективы мы находимся в ситуации беспрецедентной неопределенности. Живем как раз в то время, когда могут наступить тектонические сдвиги. Беларусь, Евросоюз да и весь мир может качнуть в самые неожиданные стороны. Как в конце 1980-ых никто не мог предсказать развала Советского Союза, так и сегодня мало кто может прогнозировать карту мира, состояние мировой экономики и географию финансовых потоков после европейского кризиса.

Какими бы радикальными не были изменения в Европе, нам все еще предстоит решить нашу основную задачу – остаться независимой страной с надежными рыночными институтами, в режиме дружбы и свободной торговли со всеми нашими соседями. К решению этой задачи наши власти пока не приступали. Ведь, когда голова забита урожайностью, удоями и привесами, времени на по-настоящему важные дела не остается.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

Оценить материал:
Средний балл - 4.81 (всего оценок: 51)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Трудно пользоваться инструментами, созданными другими. Тяжело разговаривать с людьми незная их языка. Еще труднее разделять мировоззренческие устои. В этом смысле концепция экономической системы представима как: - описанный экономико-терминологическим словарем - инструментарий по управлению хозяйством - вспомогающий жизнедеятельности и обслуживающий потребности в соответствии с мировоззрением. Таким образом для оценки эффективности текущей экономической системы по сравнению с обсуждаемой в статье необходимо: - перевод из одного языка в другой - оценка разницы в производительности инструментария - характеристика мировоззренческих ориентиров. Наличие таких данных позволит точнее сделать вывод о своевременности и актуальности проведения каких-либо реформ.
  • З`еў бы сваю лепшую шапку, каб пачуць як рагочуць з гэннага Яраслава вось такія, прабачце, чытачы. http://lib.rus.ec/i/25/321525/i_002.jpg
  • Я бы даже и хотел... Тропики, океан вокруг, тростниковые хижины, бананов не счесть, лето круглый год, плата - не за отопление, а за кондиционирование. Да и до кореша Уго - рукой подать. ... Впрочем, это мрачноватое ёрничанье. ... Приближается конец августа и начало трёхсезонного белорусского безвременья... Оно хорошо чувствуется, допустим, у В. Короткевича... Или как у уважаемого мной Романчука - экономиста-аналитика... ... Интересно, что БТ даже в зимние стужи норовит показывать пейзажи страны, где всё зелено, и нет ни одного жёлтого листочка... ... И ответов нет. Только уход душой в альтернативные миры и нежелание возвращаться в эти. Это как земля Санникова, описанная вообще-то не профи-писателем, а геологом (фамилия испарилась за 15 лет). ... Я к чему. РБ мне видится той самой предкатастрофной Землёй Санникова, в которой поминутно ощущаешь себя аборигеном в набедренной повязке, а на горизонте маячат реальности, что за Полярным Кругом. У чукчей, к примеру. ...
  • Пишется: «Беларусь, Евросоюз да и весь мир может качнуть в самые неожиданные стороны». Куда может качнуться Беларусь – уже давно известно. В экономической системе Тур-Снопков, а в политической – Мясникович-Лукашенко, только путь на 3-К (Куба-Китай-КНДР). Если в существующей ситуации кремль убедится, что реклама «Союз Беларуси-России» не действует на Украину, которая в очевидном направлении все дальше уходит к ЕС, кремль начнет давить на Беларусь, что запросто может ее двинуть к тому положению, в котором сегодня находится Куба. Если же ЕС, США и кремль будут благосклонны к Минску, то возможен вариант ее развития по китайскому сценарию. Когда дешевые трудовые ресурсы и система копирования различных выгодных ноу-хау, подобно в Китае, приведут к расцвету торговли всем и вся, что в пропорции к численности населения, также будут сопоставимы с китайскими. Вариант КНДР возможен при экономических и политических санкциях со стороны ЕС и США. А четвертого пути не будет, поскольку он сопряжен с опасностью оказаться не у дел для властьимеющих. Но если даже предположить невозможное, то экономику, где 5% малый сектор предпринимательства, 10% - средний, 15% - крупный, 20% - губернаторский и 50% - лично подконтрольный Лукашенко, да еще на 50% ориентированный на Россию, ни один из экономистов не в состоянии без резкого обвала переориентировать на нечто иное. А при обнищании, «голь на выдумки сильна» и североафриканская ситуация будет так очевидна и близка, что сметет не одного такого экономиста. На радость кому? Или кто-то считает, что беларусам можно всегда дурить мороки о «манне небесной», «журавлях в космосе» или «туннельном свете вдалеке» от костра ждущих с некоторых островов. Что касается ЕС, то, как я ранее говорил, в США не напрасно содержат многочисленный штат экономистов и экспертов. И, к примеру, если дешевая нефть пагубна для России, то дорогая – для ЕС.