Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Анатолий Протасеня. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. Сохранить душу народа

 

Анатолий Протасеня. Родился в 1958 году. По образованию экономист. Подполковник милиции в запасе, много лет работал по линии борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Сфера интересов — экономическая аналитика и дача. Проживает в Солигорске. Женат.

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. — писал Константин Паустовский. — Человек, равнодушный к своему языку — дикарь. Он вредоносен по своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полным безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Эти слова имеют особый смысл для коренных жителей Беларуси, чей язык, по данным ЮНЕСКО, находится под потенциальной угрозой исчезновения. В чем же причина того, что развитой и высокообразованный многомиллионный европейский народ, живущий в независимом государстве, вызывает сомнение в способности сохранить свой язык, ставя тем самым под вопрос и свою национальную идентичность? Что же случилось с нашей национальной гордостью и национальной самооценкой? Выскажу на этот счет свое мнение.

У белорусов непростая историческая судьба. Во всем мире, пожалуй, не найдется другого народа, который на протяжении последних 300-400 лет на своей же родной земле подвергся бы такому массовому физическому истреблению как белорусский народ.

В войне 1654-1667 годов Московского государства с Великим княжеством Литовским и Польшей погиб каждый второй белорус, в войне 1812 года — каждый четвертый, в Первой мировой войне — каждый пятый, в Великой Отечественной войне — каждый третий. А были еще национально-освободительные восстания 1794-1795 годов, 1830-1831 годов, 1863-1864 годов с кровавыми боями и массовыми расправами не только над побежденными воинами, но и мирным населением.

Однако, если годы военных лихолетий все-таки чередовалось с годами мирной жизни, то война с белорусским народом, направленная на уничтожение его национальной идентичности, шла, за редким исключением, непрерывно. Особенно яростным нападкам подвергался белорусский язык. И это неудивительно, ведь язык — это душа народа, основа его национального самосознания. Поэтому еще в 1697 году запретить использование белорусского языка пытался польский сейм. Но это ничто в сравнении с той яростью, с которой боролся с нашим языком русский царизм. В конечном итоге, дело дошло до того, что официально был запрещен не только белорусский язык, но и сам термин «Беларусь».

Затем дело «проклятого» царизма успешно продолжили его «заклятые» враги — большевики. При этом, хотя и была создана формально независимая Белорусская Советская Социалистическая Республика, однако национальный вопрос в СССР на самотек не пускался никогда. Достаточно вспомнить, что в 30-х годах ХХ века была практически полностью уничтожена национальная элита белорусского общества.

Таким образом, чудовищный подрыв генофонда нации во время нескончаемых войн и многовековое вытравливание из белорусов всего белорусского — вот особенности нашего национального развития в период до создания независимого государства. Именно всё это и является глубинной причиной занижения белорусами национальной самооценки, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Однако и период независимости Беларуси не стал порою возрождения белорусского языка и национального самосознания. Наоборот, ситуация в этом плане только ухудшилась. На родном языке разговаривает все меньше и меньше белорусов. Престиж белорусского языка падает. И вина в этом целиком и полностью лежит на нашем государстве, в котором родной язык оказался в роли Золушки. В то же время русский язык имеет мощный административный ресурс.

Взять хотя бы систему образования, где за годы независимости количество школьников, обучающихся на белорусском языке, уменьшилось более чем в два раза. Ни в одном из пяти областных центров Беларуси нет школ, где обучение полностью велось бы на белорусском языке. В стране также не имеется ни одного высшего либо среднего специального учебного заведения с преподаванием на белорусском языке

Ликвидация белорусскоязычного обучения — это вырубание белорусского языка под корень. Это самый надежный способ лишить народ его языка, так как новые поколения будут знать его все хуже и хуже. А разве будет кто-то любить и беречь то, чего не знает сам? О тех немногих часах преподавания белорусского языка и литературы и особенно об отношении к этим предметам в русскоязычных школах мне просто не хочется и говорить.


А ведь вытеснение одного языка другим — это нарушение Конституции страны, согласно которой «государственными языками в Республике Беларусь является белорусский и русский языки». В связи с этим руководству страны необходимо наконец-то осознать свою ответственность за судьбу белорусского языка и в качестве первоочередного шага принять государственную программу по его развитию.

Необходимость принятия такой программы обусловлена во многом историческими особенностями национального развития белорусов, о чем говорилось выше. Поэтому тот факт, что сегодня большинство белорусов не говорит на своем родном языке, является не следствием свободного выбора народа, а в значительной степени — результатом извечного глумления над этим народом и его национальными чувствами. В связи с этим стремление к национальному возрождению — это не происки кучки «свядомых» националистов, а возвращение нации к ее естественному состоянию.

Многие опасаются, что в Беларуси к власти могут придти националисты, которые станут насаждать белорусский язык и выселять из страны всех некоренных жителей. А основывается это на рассказах о том, что, якобы, в 90-е годы русские уже «сидели на чемоданах».

История «о чемоданах» у меня всегда вызывала недоумение. В те годы по долгу службы мне приходилось общаться с огромным количеством людей практически всех социальных групп и самых различных взглядов. При этом мне ни разу не доводилось сталкиваться даже с намеком на то, чтобы кто-то желал изгнания небелорусов, либо кто-то жаловался на притеснения на национальной почве, не говоря уже о бегстве кого-то со страны.

Как белорус во многих поколениях и как человек, знающий свой народ и наши реалии, я уверен, что ни о каком насаждении белорусского языка силой, а тем более о разделении людей на своих и чужих по национальному признаку в Беларуси не может быть и речи. Возвращение родному языку белорусов подобающего места может занять длительный период времени, так как упор здесь нужно делать, прежде всего, на школу и подрастающее поколение. Всякие утверждения о необходимости полного отказа от русского языка лишены здравого смысла и являются глупостью, либо провокацией. А разговоры о том, что белорусы хотят устраивать какие-то чистки по национальному признаку, есть гнусная клевета на белорусский народ. Если бы среди белорусов и нашлись такие горячие головы, то я уверен, что их бы быстро остудил сам народ.

Общий подход к решению проблем, связанных с языками, должен быть таким: если язык является духовным богатством народа, то у белорусов есть возможность быть духовно богаче, имея не один, а два языка. И пример в таком подходе к языкам должно показывать, прежде всего, государство.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.32 (всего оценок: 31)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • И один только Христос, войдя в пещеру с разлагающимся Лазарем, сказал: "Пошёл вон!" Лазарь послушно поднялся и, перестав разлагаться, вышел к приветствующему люду. ... Я только не знаю, каким боком эти сказания соотносятся с нами.
  • Лазаря петь (тянуть) В царской России повсюду в людных местах собирались толпы нищих, калек, слепцов с поводырями, выпрашивавших, со всевозможными жалкими причитаниями, милостыню у прохожих. Слепцы особенно часто при этом распевали сочиненную по одному евангельскому рассказу песню «О богатом и Лазаре». Лазарь был беден, а его брат - богат. Лазарь питался вместе с собаками, остатками пищи богача, но после смерти попал в рай, тогда как богач оказался в аду. Песня эта должна была устрашить и усовестить тех, кто отказывал нищим в милостыне. Так как далеко не все попрошайки в действительности были такими уж несчастными и нередко жалобные стоны их являлись притворством, выражение «лазаря петь» стало означать: клянчить, ныть, преувеличенно жаловаться на судьбу, стараясь вызвать сочувствие окружающих. http://www.otrezal.ru/catch-words/215.html .
  • Автор то ли не знает истории, то ли умалчивает о том, что судьбы других народов были и похуже, чем у белорусов, и они сумели сохраниться, например, евреи. А кто только не побывал на Аппенинском полуострове с завоевательными целями после падения Римской империи в 476 году, а итальянцы сохранились и "мову" не потеряли, хотя и в несколько измененном виде. Можно привести много других аналогичных примеров. А вот ДАКИ (территория примерно нынешней Румынии) исчезли, потому что было слишком воинственными, и римляне их истребили, и т.д. Так что не надо оплакивать судьбу белорусов и петь им лазаря. Проблема с "мовой", если она действительно есть, возникла потому, что язык Литовского княжества и язык Руси - родственные, поэтому литвины-белорусы не видели и не видят большой беды в том, о чем плачет автор статьи (на хорошем русском языке!) и некоторые другие авторы прозападного направления с претензией на власть. Я уверен, что если белорусы захотят возвратиться к своей "мове" образца полутысячелетней давности, то им никто не сможет в этом воспрепятствовать. Кстати, нынешний белорусский язык даже в позняковской интерпретации отличается от языка литвинов больше, чем от русского языка.Это свидетельствует о том, что язык - это развивающаяся категория, а не данная извне раз и навсегда.
  • { Всякие утверждения о необходимости полного отказа от русского языка лишены здравого смысла и являются глупостью, либо провокацией. А разговоры о том, что белорусы хотят устраивать какие-то чистки по национальному признаку, есть гнусная клевета на белорусский народ. Если бы среди белорусов и нашлись такие горячие головы, то я уверен, что их бы быстро остудил сам народ. } Это не бесспорно: тут давно сам народ остужен и превращён в население. Если же вспомнить Фазиля Искандера, то "население - это бывший народ". И, если честно, то я не знаю, следует ли проводить аналогии с языком и народной обособленностью. Прибалты - понятно. Там мова такая, что чёрт ногу сломит. А вот переносимо ли это это обособление на белорусский язык? "Трасянка" - яна ўсім вядома... Но вот русский с эстонским - попросту - несочетаемы. Зато плюс: эстонский язык останется чистым и незамаранным. А белорусский загаживается. Наверное большей близостью к не очень вымытому "старшему брату"...
  • Пишется: "тот факт, что сегодня большинство белорусов не говорит на своем родном языке, является не следствием свободного выбора народа, а в значительной степени — результатом извечного глумления над этим народом и его национальными чувствами. В связи с этим стремление к национальному возрождению — это не происки кучки «свядомых» националистов, а возвращение нации к ее естественному состоянию". --- Ну, уже если подполковники милиции об этом пишут, то самосознание беларусов движется к его божественней самоидентификации. Осталось только отвоевать у кремлинцев называться беларусами и Беларусь, вместо ихнего белоруссы и Белоруссия.