Ярослав Романчук. КРИЗИС. Нашествие «либералов»
Что значит быть ещё большим либералом, чем Сергей Румас?..
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года. |
В Беларуси нашелся чемпион либерализма среди чиновников и банкиров. Его имя объявил человек, который сам себя считает либералом. На презентации государственного Банка развития его глава Сергей Николаевич Румас сказал, что Петр Петрович Прокопович – либерал и не простой, а самый большой.
Явно не о внешних данных идёт речь: «Я проработал с ним в банковской сфере достаточно времени и могу сказать, что он больший либерал, чем я или кто-то еще», — заявил бывший вице-премьер Беларуси.
Модернизация через реставрацию
Договорился и заговорился. Понесло и занесло. В контексте официальной белорусской идеологии назвать своего коллегу по Вертикали власти «либералом» — это явно не похвала, а скорее элемент конкурентной борьбы и давления. Или своеобразного подхалимажа. Хитросплетения белорусского номенклатурного гадюшника – так его в откровенных беседах называют сами госслужащие — понять может только человек, который всю жизнь в нём проработал. П. Прокопович, например, или премьер М. Мясникович. Они называют друг друга так, чтобы понравится А. Лукашенко, чтобы у него и тени сомнения не закралось относительно лояльности и верности курсу очередной пятилетки. А тут назвать героя Беларуси либералом…
Не похоже, что Сергей Николаевич лишнего выпил. Занимая многие важные посты, он едва ли взболтнул лишнего. Значит, есть в его словах определенная логика и прицел. Заметим, что в конце 2012 года А. Лукашенко тоже публично заявил о том, что либерализм является частью национальной идеологии. Прежде чем такое заявить, глава страны едва ли почитал Адама Смита, Людвига фон Мизеса или Фридриха фон Хайека. Есть сомнения, что С. Румас знаком с трудами классических или современных либералов. Иначе он бы точно не назвал П. Прокоповича одним из главных либералов Беларуси.
Просто в страну пришла модернизация. Нужно старое называть чем-то новым и модным. Появился спрос на обновления вокабуляра. От «социально ориентированной рыночной экономики» тошнит. «Рыночный социализм» уже приелся и не sexy. Сталинские определения явно не поймут не только на Западе, но даже в Кремле. Надо было что-то такое новенькое предложить населению, более 70% которого хочет перемен. Вот перемены и пришли. Лица стёрты, краски тусклы – ну и что? Модернизация через реставрацию. Вчера были верными ленинцами и социалистами – сегодня либералы. Хотите перемен? Получите и распишитесь. Других либералов для вас у нас нет.
Такова будет судьба всей объявленной модернизации экономики. В конце января 2013 года министр промышленности Дмитрий Катеринич посетил предприятия Витебской области и сделал явно неутешительный вывод. Формально директора госпредприятий разработали и утвердили планы и программы, заложили выручку, добавленную стоимость и прибыль. Даже министру промышленности не совсем ясно, за чей счет будет этот «банкет». «Это говорит о том, что серьезной модернизации не будет проводиться. Есть попытка свести все к кампанейщине. Реальных проектов нет. Глобального хорошего продукта предприятия предложить не могут. Нельзя выйти на уровень мировых стандартов с малым финансированием на модернизацию», — серчает министр. Он-то видит, что даже на тех заводах, которые формально уже модернизированы, творится бардак. Новое оборудование установлено, но не используется на полную мощность. Министр финансов А. Харковец неоднократно высказывался в такой же тональности. Мол, готовы были бы поддержать качественные бизнес проекты, но их катастрофически не хватает.
Захочешь бюджетные триллионы – и либералом кого нужно назовешь
Расставим точки над «i». Петр Прокопович никогда не был либералом. Он кровь и плоть социалистической идеологии, верный сын Госплана, послушный исполнитель государственных программ. Он строитель, инженер, говорят, хороший человек, но не либерал. О либерализме он точно не слышал в Днепропетровском инженерно-строительном институте, который закончил в 1966 году. Едва ли он читал умные, либеральные книги, будучи депутатом Верховного Совета, тем более на посту заместителя главы Администрации президента и первого заместителя премьер-министра в 1996-1998 гг. За 13 лет на посту главы Нацбанка в Беларуси не было ни одного года со стабильными ценами, т. е. инфляцией до 3% годовых. В экономической риторике руководителей Нацбанка было больше здравого смысла, чем Совмина или Администрации президента, но это ни в коем случае не делает П. Прокоповича либералом.
В Беларуси до сих пор нереформированная денежная система. В ней продолжает доминировать государство. У нас не работают современные платежные системы. Сплошь и рядом натыкаешься на запреты и ограничения. Ярким доказательством антилиберальной политики Нацбанка является стоимость Br-кредитов, сохранение антипредпринимательских схем перекрестного субсидирования кредитов для избранных госпредприятий и секторов. Последовательная либеральная политика по определению не может привести к такому глубокому кризису (инфляционно-девальвационная спираль) 2011 года. Это был кризис ручного управления государственной финансовой системой. Рецидив его назревает сегодня. Таким образом, ни по словам, ни по делам, ни по публикациям – ни по каким другим признакам нельзя считать П. Прокоповича либералом.
Конечно, всё познаётся в сравнении. На фоне бывшего помощника президента по экономике Сергея Ткачева, главы Совета Республики Анатолия Рубинова, ярых сталинистов-ленинцев, каждый будет чуть ли не либералом. Аргументация С. Румаса в отношении П. Прокоповича, проста, как грабли: «Он всегда поддерживал приход в Беларусь иностранных инвесторов и горячо отстаивал эту точку зрения в правительстве». Второй аргумент — банковская система, оказывается, у нас стала «самым продвинутым сектором экономики Беларуси». После вопиющей её дискредитации в 2011 году, находясь на хроническом подсосе от бюджета, активно практикуя дискриминационные практики в отношении частных банков, банковская система Беларуси ни по каким критериям не может считаться продвинутой. В Беларуси до сих пор не создан полноценный финансовый рынок. В процессе формирования его полноценных институтов мы даже от стран Центральной Европы отстали лет на 10-15.
С. Румас часто бывает за рубежом. Он видит, как должен работать рыночный, либеральный финансовый рынок. Так почему же он поёт такие дифирамбы новоиспеченному вице-премьеру П. Прокоповичу? Глава нового государственного банка не скрывает своей цели: «Я считаю, что у проекта под названием «Банк развития» большое будущее».
Ларчик просто открывается. Чтобы заручиться поддержкой вице-премьера, который пользуется доверием А. Лукашенко, С. Румас 70-летнему уважаемому пенсионеру льстиво говорит о его прогрессивности, современности и смелости. По белорусским номенклатурным меркам быть либералом – это передний край прогресса и чрезвычайная политическая смелость.
С. Румасу нужны деньги для накачивания мускул в госбанке, который может бросить вызов Беларусбанку и Белагропромбанку. Ему также нужны хорошие активы из этих банков, а не сплошной шлак. Провернуть в одиночку такую операцию невозможно. Нужна поддержка влиятельных в ближнем кругу Лукашенко людей. Кроме Прокоповича, в проект уже втянут М. Мясникович. Так что подбирается очень мощная номенклатурная команда. Для либеральных реформ? Едва ли. Вероятнее всего цель Банка развития и консолидации топ – это подготовка к номенклатурной приватизации, к широкомасштабному перераспределению активов.
Самого Сергея Румаса ни по каким критериям нельзя считать либералом. Прагматиком – да. Банкиром – да. Умеющим зарабатывать большие деньги в сложной для чистых рыночных игроков номенклатурной экономике – да. Так за 2012 год Банк развития заработал больше всего среди банков — ~Br1,5 трлн. И всё это при финансировании 11 госпрограмм и выдаче Br4,8 трлн. кредитов. Активы банка на 1.01.2013 составили Br26 трлн.
В отличие от П. Прокоповича С. Румас старается выстраивать PR-кампанию по формированию своего имиджа, как прогрессивного, либерального руководителя. Он взялся за финансовую поддержку «глобально-национальной программы – модернизации экономики».
Это гиблый проект, но только под него сегодня дают деньги из бюджета. А С. Румас привык работать там, где есть большие деньги. Вполне прагматично и цинично. Только причем здесь либерализм? Банк развития принципиально ничем не отличается от Беларусбанка. Всё то же государство, те же программы, новые тщетные попытки доказать, что государство может быть хорошим собственником.
В отличие от П. Прокоповича С. Румас молод и энергичен. Он ещё увидит крах этой волны модернизации. Где-то на подсознании или вполне даже осознанно Сергей Румас примеряет на себе одежды Анатолия Чубайса, который провел якобы либеральные реформы в России. Не дай бог нам такой «либерализм». А. Чубайс и Е. Гайдар на десятилетия втоптали либерализм в грязь в России.
Как часто любят оправдывать в народе, по-человечески Сергея Румаса понять можно. Если есть шанс стать очень богатым человеком, назначенным А. Лукашенко банкиром-олигархом, то грех им не воспользоваться. Только прошу вас, Сергей Николаевич, не опошляйте, не дискредитируйте либерализм. Он для нашей страны – единственный шанс на спасение.
Обсудим?