Мнения других авторов
- 09.04 // 13:14 Лев Марголин. ТАЛАКА. Работаешь, но зарплата меньше 4 млн. — тунеядец?! // Статья
- 08.04 // 19:08 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Настоящие иждивенцы, скрытые тунеядцы // Статья
- 07.04 // 20:33 Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Черный ящик из ДСП // Статья
- 07.04 // 11:50 Сергей Безбережьев. МНЕНИЕ. Несколько замечаний о крымских событиях 2014 года // Статья
- 06.04 // 18:32 Анатолий Лебедько. ПОЗИЦИЯ. Что власть и оппозиция могут делать вместе, не подавая рук друг другу? // Статья
Другие Мнения этого автора
- 06.04 // 12:55 Игорь Драко. СТРАСТИ. Исповедь националиста // Статья
- 30.03 // 12:45 Игорь Драко. СТРАСТИ. Бабий бунт, или Подиум для кандидаток // Статья
- 16.03 // 10:31 Игорь Драко. СТРАСТИ. Какую часть туши русского медведя съест Беларусь? // Статья
- 02.03 // 09:44 Игорь Драко. СТРАСТИ. Вам экономический кризис или войну? // Статья
- 16.02 // 17:48 Игорь Драко. СТРАСТИ. Президент Лукашенко ориентации не меняет // Статья
Мнение
Игорь Драко. СТРАСТИ. Завидовать полякам и ездить к ним «на закупы»
Игорь Драко. Родился в Фергане (Узбекистан), в школу ходил в Ивье (Гродненская область), окончил Санкт-Петербургский университет (Россия). Гражданин Республики Беларусь, которому почему-то не дают эфир на БТ. Любит читать, слушать, смотреть, писать и говорить, но не верит, что в споре рождается истина, поэтому предпочитает беседу. |
Потом была амнистия членов «Солидарности» и их сторонников, которых в 81-м году генерал называл «авантюристами, готовыми столкнуть Отчизну в пучину братоубийственной войны».
С июля 1986 года, когда правительством ПНР был принят закон об амнистии, по 21 февраля 1987 года им воспользовались 1200 участников антиправительственных выступлений (из которых 225 отбывали наказание в местах лишения свободы). Справедливости ради стоит отметить, что к амнистии Варшаву, можно сказать, принудили США, введшие против Польши различного рода экономические санкции.
20 февраля 1987 года все санкции, инициированные США, были сняты.
Распад социалистического лагеря в конце 1980-х стал очевиден, и власти ПНР решились на переговоры с «Солидарностью». Сложный процесс, вошедший в историю под названием «Круглый стол», в 1989 году завершился первыми в ПНР «почти» демократическими выборами. Большинство мест в парламенте досталось правящей партии ПОРП, но «Солидарность» получила достаточное количество мест, чтобы в августе того же года создать коалиционное правительство.
В декабре 1990 года лидер «Солидарности» Лех Валенса был избран президентом Польши.
Через год не станет СССР, и на восточной границе Польши появятся два независимых государства: Украина и Беларусь.
Про Беларусь, Украину и Польшу
Украина и Беларусь начинали, условно говоря, там же, где и Польша: на руинах территории, подконтрольной Москве.
И где сейчас Украина и Беларусь, и где Польша?
Нет, я не про то, что Польша в НАТО, а мы с украинцами нет. Я про социально-экономическое положение внутри стран и про политическую значимость если не в мире, то хотя бы в Европе.
Согласен, сравнивать политический вес Польши и Беларуси неправильно, так как население первой в четыре раза больше. Но в Украине живет больше людей, чем в Польше, по площади в Европе она уступает только России, имеет выход к морю, граничит с ЕС и Россией — что еще надо, чтобы преуспевать экономически и представлять значительного игрока на внешнеполитической арене?!
Впрочем, оставим Украину самим украинцам.
А мы?
На момент развала Советского Союза Беларусь обладала потенциалом для дальнейшего экономического развития, превосходившим возможности любой постсоветской республики (за исключением разве что России). Оно и неудивительно: сборочный цех и центр электронной промышленности плюс развитое сельское хозяйство и хорошее географическое положение.
Кто из нынешних двадцатилетних поверит, что в конце 80-х белорусы возили в Польшу на продажу телевизоры, прадедушек нынешних «Горизонтов»? Теперь «Горизонты» и белорусы-то не очень берут: лучше переплатить 50 долларов, но купить Panasonic или Samsung, а раньше вот вывозили бренд на запад.
Да, в общем-то, черт с ним, с «Горизонтом», он уже и не «Горизонт» вовсе, а нечто кое-как сляпанное из остатков электронной коллекции прошлого поколения, завалявшейся на китайских складах. Дело не в самом «Горизонте», а в том, что мы с Польшей словно бы поменялись местами.
Белорусские консульства выдают полякам визы с пометкой «Купляйце беларускае!»? Не выдают. Зато чтобы получить польскую визу «на закупы», белорус тратит не один день, получает ее, едет в Польшу и возвращается оттуда в автомобиле с прицепом, под завязку забитым товаром.
Почему белорус едет за покупками в Польшу? Даю ответ — разумеется, не для нормальных белорусов, а для архитекторов и адептов «белорусской модели»: там, в Польше, дешевле.
Более того, и средняя зарплата там в два раза выше.
И в сельское хозяйство там не закапывают столько бюджетных денег, как у нас.
Да, коммуналка и проезд в городском транспорте дороже. Так ведь Россия не продает Польше газ и нефть по «дружеским» ценам.
А откуда средства на грандиозное стройки в Варшаве, Кракове, других польских городах, о каких мы можем только мечтать?
Ну, не без помощи ЕС и США, конечно, но Беларуси с ее 9,5-миллионным населением Россия «отваливает» куда больше в процентном (если не в прямом) выражении.
Почему так?
А потому, что в Польше был «Круглый стол» и после развала социалистического лагеря победители из «Солидарности» и костела не стали мстить Ярузельскому: договорились и сдержали слово.
А потому, что авторитет Валенсы позволил премьеру Бальцеровичу запустить реформы.
А потому, что в 1995 году поляки вместо героя Валенсы выбрали Александра Квасьневкого. Время было негероическое — требовался другой лидер. Спасибо, пан Валенса, вы останетесь в истории Польши навсегда, но сейчас нам нужен новый президент.
А потому, что Квасьневски, отбыв два срока, уступил место Леху Качиньскому, который погиб в авиакатастрофе под Смоленском.
Польское общество глубоко переживало утрату президента, но, тем не менее, на досрочных выборах отдало предпочтение Брониславу Коморовскому, а не брату покойного Ярославу Качиньскому.
А что у нас?
Пару Шушкевич-Кебич народ и будущая власть признали виновной в социально-экономическом неустройстве начала 90-х. Приговор окончательный: вспоминать, как достойных людей первых руководителей независимой Беларуси запрещено. Пазьняк, который хотел другой Беларуси, враг. Где место врагу? В тюрьме либо в эмиграции. Пазьняк выбирает второе. Карпенко умирает при странных обстоятельствах. Гончар и Захаренко пропадают. Бывший премьер Чигирь проходит через тюрьму. Бывшего ректора БГУ и кандидата в президенты 2006 года постигает та же участь. Про 2010 год что-то говорить вообще излишне.
«Так что, вам для процветания только честных выборов не хватает?»
Не только их, но они нужны.
«А вот в Китае, там такой прогресс, но никакой демократии».
В Китае, уважаемый, каждые десять лет происходит смена лидера, и вместе с ним со своих постов уходят десятки, а то и сотни высокопоставленных чиновников. Таков закон в недемократичной Поднебесной.
Иначе быть не может.
Иначе — застой, называемый у нас стабильностью.
Иначе неминуем проигрыш.
Нужны сменяемость и конкуренция. Как в спорте: ну, не может команда 50-летних победителей Лиги чемпионов обыграть 25-летних финалистов этого же турнира. Такова жизнь.
Короче, поляки молодцы, а мы… Нельзя на популярном сайте выражаться нецензурно.
Они вспоминают, как 25 лет назад начался «Круглый стол», а мы вспоминаем… А мы вспоминаем, что завтра надо бежать за визой «на закупы».
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии