Мнения других авторов
- 24.03 // 19:02 Алег Гайдукевіч. ДЗЕНЬ ВОЛІ. Ад БНР да Незалежнай Беларускай Дзяржавы // Статья
- 24.03 // 12:52 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Крабий бюджет // Статья
- 23.03 // 17:37 Сергей Зикрацкий. БИЗНЕС В ЗАКОНЕ. Индивидуальные предприниматели — новый формат работы или уклонение от уплаты налогов? // Статья
- 23.03 // 12:44 Брюс Бакнелл. ЕВРОПА. Мы помним о том, что произошло в Крыму год назад // Статья
- 22.03 // 13:47 Алесь Мікус. ПРАЕКЦЫІ. Як дзеці. Как дети // Статья
Другие Мнения этого автора
- 18.03 // 19:00 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Подготовка к жесткой посадке // Статья
- 12.03 // 12:57 Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Клиника Минздрава // Статья
- 04.03 // 18:49 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Очень тревожный звонок // Статья
- 25.02 // 18:52 Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Токсикация доверия // Статья
- 18.02 // 13:24 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Пятьдесят оттенков серого белорусской экономики // Статья
Мнение
Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Обратная сторона запретов
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года. |
Беларусь вступает в зону новых запретов и ограничений. Из высоких кабинетов мы всё чаще слышим «Туда нельзя! Сюда не ходи! Это запрещено!» Вчера еще было можно, а сегодня уже противозаконно. Распорядители чужого (политики и чиновники) ради спасения старой, архаичной модели экономики готовы втиснуться в военные мундиры и стать настоящими церберами. Вероятность новых запретов и ограничений на денежном и товарных рынках резко увеличится, если Александр Лукашенко в ближайшее время не найдет в Азии новых кредитов для испытывающей непреодолимую жажду к иностранной валюте Беларуси. Получить их от России или МВФ в экспресс-стиле уже точно не получится.
Довести до абсурда, чтобы убедиться в очевидном
Свободы для предпринимателей и населения становится всё меньше. Белорусы в 2013 году узнали от чиновников, что за право не работать нужно платить. По крайней мере, такой версии придерживается Министерство труда и социальной защиты, отдельные министры и депутаты. Запрет на бесплатное пассивное созерцание бытия может войти в Топ-20 законодательных абсурдов Беларуси. Издержки непреднамеренных последствий введения налога на тунеядство значительно превысят возможные бюджетные поступления.
Если банковские переводы будут использоваться в качестве доказательства, белорусские гастарбайтеры перейдут на неформальные способы доставки кэша. С учётом затрат на контрольные органы (зарплата, помещения, транспортные расходы, оргтехника и т.д.), принимая во внимание новый вид коррупции (кого считать тунеядцем), а также ускорение трудовой эмиграции, Беларусь потеряет в разы больше, чем правительство рассчитывает получить в бюджет.
Разумный вопрос здравомыслящего человека, зачем вводить налог, по которому государство получает $1, а теряет $10, в церберовом сознании распорядителей чужого не возникает.
Не менее экзотичным выглядит решение Совета министров заставить заключенных платить за свой арест. Забрали человека в СИЗО, по делу или из-за безалаберности правоохранителей (или потому, что им план по сбору штрафов и платежей выполнять надо) — плати сотни тысяч рублей. Если в течение месяца не заплатишь, «взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса».
Запрет на бесплатные услуги государства в сфере защиты жизни, здоровья и собственности означает, что Беларусь перестает быть государством. Она становится вотчиной частной коммерческой структуры ЗАО «Беларусь». Её фактические собственники творят, что хотят, не только с ресурсами и активами страны, но и с её гражданами. Устанавливать плату за базовые услуги государства — это превращать его в феодальное княжество.
История учит, что в условиях открытой конкуренции стран граждане бегут из феодализма в более гостеприимные и безопасные юрисдикции. Беларусь не находится за железным занавесом. Рост концентрации абсурдных законодательных запретов всегда увеличивает страновые издержки и усугубляет кризисные явления. СССР был примером Абсурдистана. Неужели белорусскую модель нужно довести до такого же состояния, чтобы понять, что идти нужно в прямо противоположном направлении — к свободе, открытости и личной ответственности. Они вытекают из сути института частной собственности.
Правительственное «нельзя» и народное «плевать»
На каждую глупость распорядителей чужого белорусы отвечают привычным «пофиг». Конечно, никто с отрытым забралом не кидается защищать страну от абсурдов чиновников. Тихой сапой саботировать законодательные глупости — милое дело. Не всем это удаётся. Есть жертвы, которые не успели вовремя спрятаться и перестроиться. В список этих жертв никогда не попадают «большие рыбы», крупные воротилы теневого бизнеса и серой экономики. У этих парней столько крыш и инсайда, что они всегда вовремя спрыгивают с опасных схем и проектов. Они могут нанять профессиональных юристов и выйти сухими из воды в любых переделках.
Сегодня у каждого белорусского миллионера, который еще работает в Беларуси, сделана надежная заначка на случай особых законодательных абсурдов распорядителей чужого. Их не испугаешь решениями типа тех, которые планирует принять Нацбанк.
С начала 2014 г. НБ РБ планирует получать от белорусских банков информацию о денежных переводах граждан. Оправдание такого поведения вполне стандартное: так делают во всех цивилизованных странах. Как будто адаптация западной или восточной дури добавит нам благополучия. Как подобная практика повлияет на способность Нацбанка обеспечить стабильность цен, чиновники не объясняют. Уж очень хочется заглянуть в карманы граждан и разжиться их валютой.
Непреднамеренными последствиями такого решения Нацбанка будет резкий рост серых денежных схем. Пострадают, в первую очередь, те, кто слишком мал, чтобы организовывать некие обходные схемы, кто присылает своим родителям несколько сот долларов на защиту от бедности.
Не совсем понятно, как Нацбанк будет пользоваться данной информацией, как она поможет ему принимать адекватные меры по либерализации валютного рынка. Не для праздного интереса ведь вводится подобная мера. Превращения Нацбанка в кляузника едва ли можно назвать адекватным способом проведения структурных реформ. И это не последнее решение, которое подвигает Нацбанк к статусу монетарного цербера.
С 1 января 2014 г. Нацбанк полон решимости установить лимит в $17 тыс. на оплату покупок товаров за наличный расчет. Привет покупателям автомобилей и недвижимости!
Принуждение к безналу — это явно не одно и тоже, что создание спроса на белорусские рубли. Занижение цены сделок является привычной практикой для бизнеса в переходных странах, в том числе в Беларуси. Опять же вырастет спрос на серые наличные расчеты. Увеличится объем переводов между белорусами за пределами страны. С точки зрения рынка автомобилей сделки будут совершаться в кафе прямо на границе с Беларусью, но уже на российской стороне. Российской казне только польза от запретов Нацбанка.
Удивительно, как в таком уважаемом органе госуправления, как Нацбанк, не могут провести полный анализ всех «за» и «против» в кратко- и долгосрочной перспективе предлагаемых запретов и ограничений. Хороший экономист отличается от плохого тем, что он видит и учитывает все релевантные аспекты сделок и решений. К сожалению, хорошие экономисты давно вышли из моды, законодателем которой является Вертикаль власти.
Чиновники перепутали гордость и гордыню
С 1 декабря Совмин поставит вне закона индивидуальных предпринимателей, если они вздумают торговать товарами легкой промышленности без так называемых сопроводительных документов. Расчеты о потерях бюджета, убытках от предпринимательской эмиграции и разрушении рабочих мест Петра Прокоповича и других номенклатурных церберов не убеждают. Для них ИП — как красная тряпка для быка. Они якобы и платежный баланс разрушают, и белорусским производителям мешают, и здоровью людей угрожают.
Чтобы выслужиться перед Лукашенко, распорядители чужого готовы хоть Мать Терезу обвинить в разврате, лишь бы на должности остаться и к бюджету присосаться. Они забыли, что такое гордость, а вот гордыни высокомерно заявлять, что есть цивилизованный рынок, а что нет, им не занимать.
Если с валютой будет совсем плохо, белорусские власти вполне могут ввести запрет на досрочное расторжение депозитных договоров или вообще переведут все валютные вклады в Br-рубли. Это если сильно припрёт. А что, венесуэльский, кубинский или советский опыт при богатом воображении и госмонополии на ТВ тоже можно попытаться раскрутить, как альтернативу западной цивилизации. До продажи импорта в специализированных магазинах типа «Березка» еще далеко, но логика политики запретов ведет именно туда.
В Беларуси производителю товаров и услуг без разрешения и санкции чиновника шагу нельзя ступить. Без тонны справок, разрешений, согласований, распоряжений и регламентов не то, что фабрику, маленькое домашнее кафе не откроешь. Предприниматель, как загнанный волк, со всех сторон обставлен фишками. Охотников вокруг много, а здоровых волков всё меньше. Если кто-то сумеет сделать успешный бизнес, желающих присосаться к нему или захватить всегда будет предостаточно. Предпринимателей бы в Красную книгу национальной гордости занести, но распорядители чужого продолжают их кошмарить, игнорируя непреднамеренные последствия своих запретов и ограничений.
К сожалению, средний и большой частный бизнес часто поддакивает распорядителям чужого. Мол, ату этих «нецивилизованных», доморощенных ИП. Они горделиво берут на себя право решать, как, где и в каком формате должны вести обмен продавцы и покупатели. Они часто используют чиновничьи запреты и ограничения для захвата рынка или удержания его среди своих, «правильных» структур.
Стремление создать в стране открытую конкурентную среду с равными правилами игры для всех явно не входит в список их гражданских и корпоративных интересов. Церберово сознание характерно не только для чиновников. Им болеют и бизнесмены, и обыкновенные люди. Наверно, поэтому церберово в Беларуси так хорошо рифмуется с «херово». Именно так можно будет характеризовать состояние нашей экономики, если белорусские власти введут все запланированные запреты и ограничения на обмен товарами и услугами.
Последние Комментарии