Инна Ромашевская. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Квадратура круга
В конце концов, основная задача государственных служащих — не выстраивание идеальных отношений друг с другом, не поддержание дисциплины в своих рядах...
Инна Ромашевская. Эксперт в области государственного управления с 15-летним опытом работы в сфере международного развития, участник ряда проектов по исследованию модернизации государственной службы в постсоветских и бывших социалистических странах. Своей задачей видит содействие реформе государственного управления в Беларуси, а также расширение участия в этом процессе независимых экспертов. Руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации. |
Вполне естественно, что новоназначенный руководитель президентской администрации, которая отвечает за управление кадрами на госслужбе, публично обратился к этой теме в первые же дни после вступления в должность.
Мы услышали от г-на Косинца уже ставшие привычными в последние пару десятков лет заявления о необходимости дебюрократизации и оптимизации, призывы к дисциплине, а также свежую и оригинальную метафору касательно отношений внутри госаппарата. Немного неожиданно, что врач по образованию обратился за метафорой не к медицинской науке (откуда можно было бы почерпнуть немало ярких образов для описания отношений и типов в белорусском правительстве), а к геометрии.
Выяснилось, что новый глава администрации представляет себе идеального управленца в виде точки, стоящей в центре окружности: «Ты — в центре. Радиус до каждой точки окружности должен быть одинаков. На этой окружности стоят твои подчиненные. Если уменьшишь радиус — сломается окружность».
Хотелось бы верить, что г-н Косинец описывает при помощи этой метафоры лишь некий фрагмент своих представлений о том, как должны выглядеть взаимоотношения внутри госаппарата. В противном случае эти представления выглядят уж слишком двухмерными.
В конце концов, основная задача государственных служащих — не выстраивание идеальных отношений друг с другом, не поддержание дисциплины в своих рядах и даже не ювелирная калибровка списка функций для каждого чиновника. Главная задача — это предлагать и реализовывать планы решения тех проблем, которые стоят перед страной. Без этого необходимого третьего измерения любая оптимизация, функционализация и что угодно еще — это лишь аппаратные игры, не увлекающие никого, кроме их непосредственных участников.
Впрочем, некий намек на третье измерение прозвучал из уст главы государства в момент представления нового премьера: «...Жду от вас (правительства. — И.Р.) конструктивных прорывных идей для повышения эффективности нашей экономики».
Это закономерные ожидания, особенно с учетом такой масштабной «перетасовки». В мировой практике для генерации «прорывных решений» приглашаются либо новые, не социализированные на государственной службе менеджеры (например, из сферы частного бизнеса), либо успешные реформаторы из числа топ-чиновников.
Однако нетрудно заметить, что четыре ключевые должности, связанные с проведением экономической политики, заняты в новом составе правительства либо бывшими заместителями первых лиц организации (Национальный банк, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам), либо руководителями других государственных организаций, также пока не отличившихся на поприще «прорывных решений» (Министерство экономики, руководителем которого стал бывший председатель Национального статистического комитета).
С этой точки зрения, если главной задачей нового правительства является генерация прорывных решений в экономике, принцип подбора кадров на основные экономические посты удивляет и обескураживает.
Хотя и в целом процедура выдвижения кандидатов на министерские посты в Беларуси традиционно является полностью закрытой для общественности и не предполагает обсуждения профессиональных качеств кандидатов, ставших основой их выдвижения.
Еще более чужеродной для белорусской номенклатуры является идея открытого конкурса на ключевые посты в по сути технократическом (а не политическом) правительстве — хотя описание таких вакансий представить себе не сложно, а с первичным отбором справился бы даже начинающий эйч-ар.
Может быть, более творческий подход от нового правительства ожидается исключительно по причине более молодого в среднем возраста новых министров? Возможно... Но следует обратить внимание на то, что, ставя задачу по генерированию «прорывных идей», глава белорусского государства сразу ограничил новое правительство в выборе инструментов: «Никакой болтовни о приватизации».
Таким образом, вряд ли стоит ждать от нового правительства мощного реформаторского запала. Да и сам руководитель государства подчеркнул, какие качества он больше всего ценит в белорусских топ-администраторах. Обосновывая свое решение оставить в числе вице-премьеров Владимира Семашко, которому «достойной замены нет», Лукашенко заявил: «Я очень рассчитываю на его трудолюбие, эффективность и целенаправленность в работе».
Возможно, поэтому уже в выступлении г-на Косинца мы не услышали ничего о прорывных идеях. Видимо, никто всерьез не рассчитывает на их появление, а реформа госаппарата вновь сведется к попытке решения нерешаемой «квадратуры круга» — создать видимость преобразований в системе, главной задачей которой является поддержание status quo в ожидании возобновления щедрой братской помощи.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?