Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Раскрепощать идеи чиновников. И не пугаться

Сетования на то, что мало идей, бизнес-планов, проработанных проектов, звучат не первый раз. Казалось бы, а в чем проблема?

Наталья Рябова

Наталья Рябова. Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.

Кажется, в экономике намечается революция. Кобяков заявил, что иностранные кредитные линии будут привлекаться под окупаемые проекты. То есть ранее, как надо полагать, кредиты, которые надо отдавать с процентами, брались под неокупаемые проекты. Или под проекты, окупаемость которых была заранее не ясна.

Сетования на то, что мало идей, бизнес-планов, проработанных проектов, звучат не первый раз. Казалось бы, а в чем проблема? Людей, которые могут писать бизнес-планы, вроде бы достаточно, да и национальному бизнесу уже худо-бедно исполнилось 25 лет, в которые он общается с банками.

Но это бизнес. А насколько раскрепощена инициатива и генерирование идей для государственных служащих? Будет ли какое-то поощрение за их выдвижение, за привлечение иностранных инвесторов, за заключенные инвестдоговоры?

Пока чаще приходится читать о случаях, когда инвестиции или даже гранты (даже евросоюзовские, которые не нужно отдавать), чиновники не хотят пускать в страну. Или о том, что хозяйственные суды завалены делами о расторжении инвестиционных договоров, потому что сначала их заключают, а потом инвесторы сталкиваются с суровым белорусским бизнес-климатом и, обнаруживая, что он не совпадает с торжественными обещаниями, хотят безболезненно уйти. Но не тут-то было!

Да что идеи! Вот если госслужащий, например, хочет повысить свою квалификацию и считает, что ему необходимо выучить, например, английский язык, может ли организация ему или ей оплатить курсы, или нет?

В некоторых организациях, например, в Министерстве экономики, самостоятельное обучение поощряется — можно даже получить премию. Но чаще получите недоумение и позицию, что это организация будет решать, кого, когда и чему нужно учить. И вообще, он тут выучит язык и свалит на другую работу или вообще в другую страну!

А в зарубежной госслужбе как раз составление плана своего развития — это обязанность самого чиновника (совместно с его непосредственным руководством). Без постоянного образования и самообразования не будет и продвижения по службе.

Современные научные идеи в области государственного управления призывают давать госслужащим место и возможность для самореализации, проявления креатива и инициативы. Конечно, в настоящее время это даже пугает — если вдруг нашим да чиновникам да свободу! Ох, что же они могут наворотить!

Но в эту сторону и нужно двигаться, иначе все идеи чиновников по-прежнему будут сконцентрированы либо на личной выгоде, либо на максимальном обеспечении безопасности своих тылов и минимальном риске. Тогда, может, и проекты будут иметь больше шансов быть окупаемыми, чтобы отдавать кредиты с заработанных денег, а не из наших с вами карманов или вообще взятых в долг денег.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

  • Гражданское общество должно найти механизмы контроля деятельности каждого чиновника. Имеем полное право проверять их деятельность, потому что это мы им выплачиваем зарплаты.
  • каб "не пужацца" -1, трэба успомніць хоць адзін чыноўніцкі праект за апошніх два дзесяцігоддзі! каб "не пужацца" -2, трэба не забываць пра тое, што для чыноўніка ФІЯЛЕТАВА" - будзе той праект акупным, ці не! ЗЫ (такі па сабжу): а у Прасторы (-рах) з кожным днём усё больш завешаных нейкім дэрмацінам паліц