Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Облом с притопом и прихлопом


Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.

Беларусь ждали перемены, а она в очередной раз взяла и не пришла. Застряла в прошлом, в надеждах на счастливый comeback совковой государственной модели. Рост ВВП застыл в районе нуля — удобно удваивать и даже утраивать. Жизнь всё большего числа рабочих уже не зебра, когда чередуется плохое и хорошее. Она — как одна черная полоска от зебры: беспробудна, беспросветна и безрадостна.

Конечно, в долгосрочной перспективе будет хорошо, но не всё, а если всё, то явно не всем. Житейский опыт подсказывает, что для выживания в условиях белорусской экономики требуется не столько железная воля и логика, сколько резиновое терпение и гибкий позвоночник.

В несвежем салате белорусской жизни всё чаще начало недоставать капусты. Чиновники указывают пальцем на Россию, как основного виновника ухудшения качества жизни. Люди вроде бы верят, но отвыкать от хорошего ох как не хочется.

Сегодня население платит за свое иждивенческое желание получить всё и сразу — за счет добряка-государства. По факту люди получили аморфное ничего и надолго. Электорат подумал, что для полного материального счастья нужно прибить подкову на дверь резиденции президента. О том, что подковать нужно лошадь, и пахать, пахать, пахать, он подзабыл.

Государство оказалось не честной душкой, а жестким capo di tutti capi. На словах правосудие для всех, на деле — в пользу избранных. Декларация равенства условий работы на рынке, на деле — поддержка государственных монополистов и их защита от конкурентов и кредиторов. На словах мораль, материальное благополучие и социальная ориентация в одном гармоничном флаконе. На деле — безнравственное «кидалово» частного сектора (неплатежи, статус временщиков на родной земле, изменение правил игры задним числом), материальный стандарт «чарка/шкварка плюс» и асоциальная уравниловка.


Признать ошибки? Какие ошибки?

Выход из кризиса всегда начинается с признания ошибок. Белорусские власти никогда не говорят «Мы ошиблись». Распорядители чужого предпочитают искренне хлопнуть в ладоши, поморгать наигранно наивными глазами и воскликнуть: «Надо же, как интересно получилось!»

С их точки зрения, хорошо оплаченная глупость — не такая уж и глупость. Поэтому министры и другие номенклатурные начальники наперебой предлагают меры экономической политики, которые с точки зрения мирового опыта попадают в категорию «чушь», «бред» или «коррупционная ловушка».

Перечислим три основных вторичных продукта (по Войновичу) практической реализации тупиковых экономических теорий.

1. Государственное регулирование цен. Распорядители чужого (политики и чиновники) Беларуси до сих пор уверены, что этот вторичный продукт обеспечивает социальную стабильность. Этот аргумент такой же верный, как «выпей пива — вылечишься от алкоголизма». Первый квартал 2015 года прошел, а широкомасштабное регулирование цен осталось. Продолжать экономическую политику в 2015 году с этой грандиозной ошибкой — это как на исходе сил тащить тяжелый чемодан без ручки с одеждой советского легпрома в надежде стать самым крутым модником на показе мод в Милане или Париже в конце 2015 года. К сожалению, ни Лукашенко, ни главы Нацбанка и Совмина публично не признают этой ошибки и исправлять ее в обозримом будущем не собираются.

2. Выделение «точек роста», государственных коммерческих приоритетов/фаворитов. Этот продукт вторичный — результат высокомерия, элитизма, претензии на всезнания распорядителей чужого. На словах они за полную занятость, высокотехнологическое развитие и конкурентоспособность. По факту суть их поведения сводится к принципу «дайте нам поесть, а то нам гадить вам нечем».

Чиновники утверждают, что их высокие должности, мандат народа и поддержка национальной науки позволяет им заглянуть в будущее и определить, инвестиции в какие сектора (заводы, фабрики, фермы, объекты) принесут стране максимальный объем добавленной стоимости, прибыли, рабочих мест, бюджетных доходов и коммерческого счастья. Списки номенклатурных фаворитов — это государственные инвестиционные программы. Их участниками являются около 3000 коммерческих организаций. Однако это не значит, что именно они являются бенефициарами номенклатурных озарений.

Деньги проходят много рук и счетов по дороге от бюджета до конкретного предприятия. Большинству этих рук плевать на состояние конечных получателей государственной помощи. Они зарабатывают на потоках, приватизируя прибыль, а убытки сбрасывают на балансы вроде бы национальных «чемпионов».

Такова судьба белорусского сельского хозяйства. Государственные «точки роста» с треском провалились в легкой промышленности, деревообработке, льноводстве, электронике, машиностроении и кожевенном секторе. Чиновники «утопили» в них десятки миллиардов долларов. Посредники — «свои люди», канализировали на свои личные нужны миллиарды долларов налогоплательщиков. Их наивность и экономическая безграмотность продолжает радовать пропагандистов «точек роста».

В 2015 году правительство ни на йоту не отошло от этой пагубной теории и практики. Сокращение списка фаворитов и объемов их финансирования в государственной инвестиционной программе этого года — это не от признания ошибки, а от нужды и дефицита бюджетных средств. Слишком много кредитов набрали в прошлом для хорошей жизни номенклатурных фаворитов. Щедрая государственная давалка надломилась.

Ни Лукашенко, ни руководители министерств и ведомств публично не признали ошибочность и дефективность вторичного продукта под названием «государственные точки роста».

3. Импортозамещение. Неприязнь иностранного — это не только от незнания экономической теории, непонимания статуса страны с малой открытой экономикой. Это из-за местечковости, провинциальности, национализма, комплекса неполноценности в условиях открытого обмена идеями, мнениями, товарами или услугами.

Распорядители чужого Беларуси действуют по принципу подглядывателя: поехать на рубеж, посмотреть, что там производят и покупают, вернуться домой и заявить, что мы спокойно может делать отечественные аналоги зарубежных товаров.

Производство наладить по-советски просто: купить опытный иностранный образец, раскрутить до шурупов и ниток, нарисовать своё с небольшими, не мешающими оригиналу национальными особенностями — и вперед, на конвейер. Сырье и материалы — на глазок, такие же. Культура исполнения — тоже в пределах нормы для здоровья потребителей. Качество хуже? Так ведь не оригинал, а наше, родное. Пару лет производства — набьем руку, научимся, даже лейблы нужные сделаем.

Импортозамещение — это прямое следствие замещения здравого смысла тупым копированием ущербных иностранных экономических теорий и практик. Оно выгодно тем, кто получает от государства льготные кредиты, налоговые льготы, бесплатную землю и недвижимость, дешевое сырье и гарантированный государством сбыт.

Распорядители чужого не могут отказаться от вторичного продукта даже под давление фактов, финансовых показателей и опыта других стран. Импортозамещение входило в пакет интеллектуальной и технической помощи, который Запад через МВФ, Всемирный банк и ООН организовал для бедных стран Африки, Латинской Америки и Азии. Его провал законсервировал бедность, увеличил долги наивных верующих в Большое государство, а также создал прочную, порочную систему олигархической коррупции и вседозволенности.

Это было лет шестьдесят тому назад, в десятках стран мира. Белорусские распорядители чужого всё равно проводят эксперимент на живых людях. Плевать, что получается дороже и худшего качества. Зато платежному балансу, говорят чиновники, полегче.

Обыкновенный человек не понимает, почему он во имя некого платежного баланса должен лечиться худшими лекарствами, пользоваться субнормальной бытовой техникой или мучать ноги импортозамещенными туфлями.

По итогам I квартала 2015 г. Лукашенко и вся его команда не показывает признаков признания ошибочности вторичного продукта под названием «импортозамещение». Более того, поведение Минздрава, Минторга и Минпрома убеждают, что концентрация ресурсов и усилий в этом направлении только увеличивается. Значит, оздоровление белорусской экономики эффективными рыночными лекарствами пока не грозит.

Если распорядители чужого не в состоянии понять и признать большие, очевидные ошибки, то разобраться в мелочах у них тем более не будет ни времени, ни желания. С высокой степенью вероятности Беларусь изопьет ядовитую чашу мерзкой смеси вторичных продуктов экономической теории и практики до дна.

Потом нас долго будет рвать, на родину. Хотелось бы верить, что этот многоканальный катарсис укрепит наш иммунитет от применения рецептов государственного интервенционизма хотя бы лет на двадцать.





Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».
Оценить материал:
Средний балл - 4.85 (всего оценок: 71)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Интересно было почитать об этом в очередной раз :) Автор, если вы пишете для обыкновенных людей, то пишите плиз проще, а не с замысловатыми речевыми оборотами и сложными выстроенными предложениями с кучей спц. слов :)). А другим, конечно, и так все понятно и без этой статьи :) По факту описанного - когда такое твориться, то значит это кому-то нужно. кому, мы и так все знает. и этим кому-то совсем неплохо. а богатыми и сытыми всех не сделаешь. ну это уже к другой теме...
  • Пессимистично, конечно. Но честно говоря, я иного реалистичного и оптимистического расклада ситуации не вижу, будучи реальным участником производственных процессов. Не сегодня, не сейчас, - а в динамике непрерывной деградации последних лет семи. И процессы эти деградационные шли относительно линейно, смягчаемые постоянно откуда-то возникающей халявой... Но это идёт к логическому концу. Уже чувствуется. Носится в воздухе. И скоро кроме "вторичного продукта" (по Войновичу) мы ничем иным располагать не будем. "Пять" Ярославу за обзор.