Мнения других авторов
- 04.04 // 10:43 Георгий Лепин. АЭС. Литва недовольна // Статья
- 03.04 // 14:49 Алесь Мікус. ПРАЕКЦЫІ. Перанесці сталіцу ў Горадню // Статья
- 02.04 // 15:53 Евгений Балинский. ТОЧКА ЗРЕНИЯ. День, когда всё только начнется // Статья
- 01.04 // 10:42 Павел Севярынец. ФЕНАМЕНАЛОГІЯ БЕЛАРУСІ. Батлейка // Статья
- 31.03 // 11:26 Лев Марголин. ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД. Рубль снова упадет, или Квадриллион в фантиках // Статья
Другие Мнения этого автора
- 25.01 // 14:10 Вячеслав Бортник. ГОМОФОБИЯ. Под шумок? // Статья
- 11.10 // 11:55 Вячеслав Бортник. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ. Какие еще доводы нужны для отмены? // Статья
- 12.04 // 12:37 Вячеслав Бортник. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ. Беларусь на фоне мировых тенденций // Статья
- 20.12 // 17:46 Вячеслав Бортник. ВЫБОРЫ. Как победа Лукашенко делалась в США // Статья
- 10.10 // 11:04 Вячеслав Бортник. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ. Равняемся на Штаты? // Статья
Мнение
Вячеслав Бортник. ГОМОФОБИЯ. В будущее черепашьими шагами
Вячеслав Бортник. Правозащитник, педагог, психолог. Магистр политологии и государственного управления. Работал учителем в чернобыльской зоне, детским психологом, преподавал в Гомельском госуниверситете. В 2002-2006 годах возглавлял белорусскую структуру «Международной амнистии». В настоящее время консультирует НПО, сотрудничает со СМИ, занимается исследовательской работой. Живет в Гомеле и Вашингтоне. Является специалистом «Международной амнистии» США по Беларуси, Молдове и Украине. |
17 мая мировая общественность отметила Международный день противостояния гомофобии и трансфобии, кстати, юбилейный. Впервые он начал отмечаться в 2005-м.
Живя на две страны, с годами я всё больше нахожусь в Вашингтоне, чем в Гомеле. Поэтому ни в коем случае не претендую на роль рупора белорусского ЛГБТ-движения. Не хочется сегодня говорить о негативе, хоть белорусская ситуация и не идет ни в какое сравнение с той, которой я чаще имею дело — американской.
В Вашингтоне никого не волнует моя сексуальная ориентация. Никто ни разу не отпустил обидного замечания по этому поводу, не говоря уже о физических атаках. Пожалуй, только дважды пришлось немного поволноваться — 6 лет назад, когда я открывался местным белорусам, и год назад, делая камин-аут перед турецкими родственниками. Прошло без проблем. Турецкие родственники даже немного оскорбились тем, что я мог о них «так» подумать.
Шутка ли сказать, сегодня американских граждан в Конгрессе представляют 7 открытых представителей ЛГБТ, с некоторыми из которых мне приходилось встречаться лично. В прошлом году вместе с другими ЛГБТ-лидерами моего мужа чествовали в доме вице-президента Байдена. Регулярно с ЛГБТ-активистами встречается и президент Обама. 36 штатов и округ Колумбия признают однополые браки. В ближайшее время ожидается решение Верховного суда по этому поводу. Всё это, конечно, произошло не в одночасье. Тот же Обама во время своей первой президентской кампании не поддерживал однополые браки. Но это в Штатах...
И всё же не могу с радостью не отметить прогресс, происходящий в белорусском гражданском обществе в отношении секс-меньшинств.
На первый взгляд может показаться, что ничего не меняется. В этом году Беларусь снова оказалась на одном из последних мест в европейском рейтинге толерантности к ЛГБТ. Белорусские госчиновники по-прежнему позволяют себе гомофобно высказываться в публичной сфере, не отстают от них и официальные СМИ. Бесспорно, ни о каком законодательном прогрессе речи не идет. В этом плане единственное, что белорусские законодатели сделали хорошего для геев, так это отменили в 1994 году первую часть 119 статьи УК, каравшей в уголовном порядке сроком до 5 лет. От них никто и не ждёт большего, по крайней мере при сложившемся за последние 20 лет положении вещей.
Но одновременно происходит что-то малозаметное, но действенное. Всё больше белорусов говорит открыто и без страха о своей сексуальной ориентации, и не только в повседневном общении, но и в социальных сетях, на страницах независимых СМИ, на ТВ и радио. Люди перестают бояться обращаться в милицию в случаях нападений гомофобов, и об этом становится известно широкой общественности. Креативные энтузиасты проводят с успехом первый белорусский фестиваль квир-кино. Меняют своё отношение журналисты и даже некоторые политики, прославившиеся когда-то своей гомофобией.
Белорусские ЛГБТ-активисты ищут новые способы работы с целевыми группами в условиях отказов в регистрации, постоянных запретов и угроз. Закалившись в борьбе с ветряными мельницами, они не уходят, а продолжают работать, становятся только сильней.
Умение жить в состоянии перманентной шизофрении свойственно не только белорусам, но и большинству обществ, существующих в условиях авторитарных режимов. Мы без труда можем совмещать требуемую от нас линию поведения и в то же время совершенно противоречащий ей образ мысли и внутренней жизни. Не то, чтобы это бомба замедленного действия — скорее всего, она никогда не разорвется. Речь идет о своего рода контркультуре, сосуществующей с мало кому понятной и искусственно насаждаемой сверху идеологией «русского мира».
Я о том, что при удобном стечении обстоятельств, которое рано или поздно сложится, ситуация может измениться кардинально, как перевернутая монета. И Беларусь со своего 42-го места в Европе сможет спокойно подняться на десяток-другой пунктов вверх. Неужели у нас более консервативная ментальность, чем у мусульманской Албании, которая уже сегодня на 19-м месте?
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии