Мнения других авторов
- 03.05 // 09:00 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Меньше искажать и не допускать перекосов // Статья
- 28.04 // 13:47 Марат Афанасьев. ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД. Сколько стоит электроэнергия // Статья
- 27.04 // 12:21 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Раскрепощать идеи чиновников. И не пугаться // Статья
- 26.04 // 13:15 Уладзімір Някляеў. ПРАЎДА. Зорка Палын // Статья
- 24.04 // 12:50 Михаил Волчек. ПИРАТЫ. Почему вступление в ВТО — это два шага назад // Статья
Другие Мнения этого автора
- 03.05 // 09:00 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Меньше искажать и не допускать перекосов // Статья
- 27.04 // 12:21 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Раскрепощать идеи чиновников. И не пугаться // Статья
- 05.04 // 13:40 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Запретить умные часы или принимать умные решения? // Статья
- 11.03 // 10:44 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Что НГО зазорно, то госоргану почетно… // Статья
- 09.02 // 13:20 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Изучить вопрос экономики совместного потребления // Статья
Мнение
Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Не писать законы, как бог на душу положит
Наталья Рябова. Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам. |
У Белорусской торгово-промышленной палаты и JTI есть такая традиция — раз в год устраивать для госслужащих семинар по оценке регулирующего воздействия. ОРВ — это такой набор процедур, дающих возможность просчитывать последствия для бизнеса различных новшеств сверху — законов, постановлений, указов и т.п.
В этом году семинар назывался углубленным и включал практическую составляющую — участники тренировались составлять данную оценку на примере регулирования работы дальнобойщиков и изменения нормативов выбросов формальдегидов из мебели для жилых помещений. Нынешние протесты перевозчиков в России — как раз результат того, что такая оценка была проведена и предсказала подобный исход, но не была учтена при принятии решения.
Все это пока носит характер любопытный и познавательный, но не очень насущный, так как в Беларуси, в отличие от всех соседей, такой оценки пока не проводится. Вообще никакой. Сами представители госорганов рассказывают, как приходится менять только что выпущенный нормативно-правовой акт из-за крайнего возмущения бизнеса и множества неучтенных моментов.
Есть, правда, такая вещь, как финансово-экономическое обоснование, где есть разделы о влиянии предлагаемого документа на физических и юридических лиц, но там традиционно либо ставят прочерки, либо пишут, что такового не будет.
Законы, постановления и акты принимаются на основании голого представления, что «так надо» или «так будет лучше». Консультации с бизнесом часто носят формальный характер, общественные консультативные советы при госорганах работают непредсказуемо — одни довольно эффективно, а другие и вовсе не собираются. Ассоциации бизнеса жалуются, что информацию о том, что именно рассматривается, узнать невозможно — только как-то случайно, от коллег и т.п. Либо же огромный юридический проект присылается с просьбой дать обратную связь через день или два, а то и на утро.
И как же реагируют госорганы на такое положение дел? Они считают, что все в порядке, кроме мелких недоделок и «перегибов на местах».
Господин Щепов, заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике, признавая многие из перечисленных недостатков, тем не менее, сказал, что некоторые законы/указы и нельзя категорически никому показывать до момента опубликования, потому что последствия могут быть непредсказуемыми. И привел в качестве примера указ об отзывных и безотзывных вкладах.
Ну и вообще, времена наступают такие, что, по его мнению, все больше будет нормативно-правовых актов, которые будут кому-то не нравиться. Значит, и закрытости, в противовес мировой практике, будет только еще больше.
Удивительно, насколько далеко забрались наши соседи по Евразийской комиссии в вопросах проведения подобной оценки — об этом рассказывал Даниил Цыганков из Центра оценки регулирующего воздействия.
В Армении, например, прежде чем применять ОРВ к новым нормативно-правовым актам, ее прогоняют через это сито уже действующего законодательства, отменяя и откатывая «плохие» законы — это называется «регуляторной гильотиной».
Россия просто ввела скопом практически весь мировой опыт в данной сфере и уже долго не может это переварить. Кыргызстан ввел ОРВ со второй попытки, первую Бакиев попытался сделать наскоком — просто издал постановление, что через два месяца процедуры ОРВ обязательны для всех. И встретил, понятно, ожесточенное, хоть и тихое, сопротивление. В 2014 году уже делали не так, а постепенно и с обучением чиновников.
Что интересно, в Кыргызстане через ОРВ проходят и поправки депутатов, этого нет пока даже в России. В Узбекистане проект по внедрению ОРВ инициировала Международная финансовая корпорация. Кстати, первый портал для сестры-соседки сделали программисты из Ташкента, и он успешно работал, пока его не заменили на более новую версию. В Украине трудится сейчас та же команда из ЕС, что делала «гильотину» для Армении.
В Казахстане также ОРВ применяется очень широко — буквально для всего, что затрагивает интересы бизнеса. Правда, у них там вместо многих союзов и ассоциаций бизнеса — одна Национальная палата предпринимательства.
Беларусь, как островок стабильности, стойко держится на месте и несгибаемо выделяется среди всех этих изменчивых волн оценок и прочих попыток использовать данные вместо мнений при разработке норм, по которым потом жить всей стране.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии