Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Государство для народа. Белорусская власть руководствуется принципом безответственности
    Именно поэтому белорусская модель несовместима с развитием…
  2. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…


Политика

«Белорусский режим если чему и научился, то торговаться»

 

На своей первой после освобождения пресс-конференции Павел Северинец благодарил за поддержку друзей и коллег и делился планами на свое политическое будущее.

Павел Северинец, фото Photo.bymedia.netПавел Северинец, условно-досрочно освобожденный с "химии" в полоцкой глубинке, выглядит возмужавшим. Но каким он романтиком был, таким и остался. Сегодня, 23 мая, на пресс-конференции в офисе партии БНФ он много рассказывал о своих планах, о будущей деятельности, о белорусской солидарности, о своей жизни в деревне Малое Ситно. Но все равно возникало ощущение, что он еще — "не в своей тарелке". Физически, вроде бы, и здесь, в Минске, но мыслями — все равно в Малом Ситно, которому отдал два года жизни.

По традиции Павел начал встречу с благодарностей…

Бог знает, как нам закаляться

Я очень признателен всем, кто за эти два года помогал, приезжал, поддерживал, писал… Благодарен героическим моим друзьям, которые сегодня в 4 утра встретили меня с поезда "Витебск-Минск" с оркестром. Благодарен христианам, политическим и общественным деятелям, которые меня навещали, журналистам, которые не забывали меня в Малом Ситно. И, знаете, у малоситненцев сейчас своеобразный рефлекс: они уже видели и зарубежных журналистов, и политических лидеров…

В самом начале моем в Малом Ситно казалось, что каторга есть каторга, там только и можно, что писать в стол и накачивать на лесоповале мышцы для будущей борьбы.

Между тем, связь не прекращалась ни с молодежными активистами, ни с лидерами белорусской оппозиции, очень многие из которых приезжали… А Александра Милинкевича там до сих пор узнают, здороваются, и бегут с вопросами, как отремонтировать крышу и когда, в конце концов, все "это" закончится.

Спасибо "Нашай Ніве", что и "Письма из леса" печатались, и письма, которые присылали люди в мою поддержку, доходили, и более пятисот человек меня посетили… Это опыт белорусской солидарности, которой, может быть, временами не хватало в Минске, в Витебске во время другой борьбы. Этот опыт переоценить невозможно.

Пришло понимание, что самые простые люди, люди, которые считают себя обыкновенными, и есть тот клад Беларуси, на котором стоит, будет стоять страна. Вот это и есть белорусская солидарность.

Мы должны изменить ситуацию в Беларуси, с тем, чтобы я мог вернуться в Малое Ситно с выполненным наказом, который мне давали: "Павел, возвращайся с победой". А от себя некоторые добавляли: "Присылай вместо себя кого-нибудь".

И, в конце концов, я хотел бы поблагодарить Господа за то, что эти два года были в моей жизни. Бог знает, где нам надо быть, как нам закаляться, что делать…

"Поменяли хулигана на Луиса Корвалана"

Меня делегировали, так сказать, на "Большую землю" и напутствовали: "Паша, делайте что-то, делайте!". И вот это село, упадочное, где триста жителей, 25 коров, катастрофическое положение… Казалось бы, где здесь быть надежде?.. Однако в глазах этих людей я видел надежду.

Мое освобождение оставило двоякое впечатление. Я прекрасно понимаю, что это освобождение не за "примерное поведение", не за законопослушность. Это — торговля людьми. Явление настолько позорное, насколько оно осуждается официальной властью. Мол, торгуют нашими девушками на Западе, а то, что берут в заложники своих собственных граждан, а после их меняют, или продают… Помните, как в советские времена: "Поменяли хулигана на Луиса Корвалана"… То же самое и сейчас, но в теперь фигурируют торговые преференции Евросоюза.

Эта история в отношении меня и Николая Статкевича связана, прежде всего, с угрозой отмены преференций. Вопрос об этом будет рассматриваться достаточно скоро.

По той информации, которой мы располагаем, возможно освобождение и других политзаключенных… Возможно даже прекращение уголовного дела в отношении молодежных активистов. Если это произойдет, если приговор не будет вынесен, то это будет означать, что режим готов идти на серьезные уступки. Но, к сожалению, не своему народу, а Западу, который имеет рычаги давления.

К сожалению, до этого времени режим не засвидетельствовал то, что он может реформироваться, что он может демократизироваться. Он засвидетельствовал только то, что он может торговаться. Ничему больше в верхах так и не научились. И это, мне кажется, фатальная ошибка, потому что новые уголовные дела похожи на набирание карт для очередной торговли.

"За Свободу!" может стать аналогом "Солидарности"

Эта мрачная картина, которая вырисовывается — это вызов нам всем. Я воспринимаю ее как вызов себе персонально. И поэтому в самое ближайшее время я буду помогать молодежным активистам, буду помогать Александру Милинкевичу создавать движение "За Свободу!". Мне кажется, именно это движение может стать аналогом польской "Солидарности". Именно на национальных принципах, христианских ценностях, именно на ценностных инициативах будет строиться наша оппозиция.

Павел Северинец и Александр Милинкевич, фото Photo.bymedia.net

Безусловно, я буду принимать самое активное участие в белорусской христианской демократии — партии, которую мы сейчас с моими молодыми коллегами, с христианами разворачиваем. Наша основная задача — сделать белорусскую христианскую демократию ведущей партией Беларуси. Потому что мы считаем, что христианская демократия в наибольшей степени отвечает белорусскому менталитету.

Есть план образовательной инициативы "Национальное пробуждение". Все те, кто читал мои "Письма из леса", мог заметить, что они заканчиваются одним и тем же — "национальное пробуждение". Так вот, это была сознательная реклама будущей инициативы, которая включает в себя формулу "белорусизация христиан, христианизация белорусов" через музыкальные, компьютерные, образовательные, спортивные проекты. Ряд таких проектов мы уже реализовали.

Остаюсь приверженцем борьбы с режимом

Но самым серьезное для меня намерение на ближайшие годы — объехать все те города, городки и деревни, откуда мне люди писали и меня поддерживали. Скажу вам честно, это очень много — около 150 городов и около 100 деревень.

Первое мероприятие, в котором я приму участие — Конгресс демократических сил… Мне кажется, что тяжелая ситуация, которая сложилась вокруг конгресса, обязывает к тому, чтобы откровенно поговорить с людьми. Я не для того пойду на конгресс, чтобы учить кого-то жить, мерить по ситненским меркам, или спрашивать о том, что не сделано за два года — тут у меня нет морального права. Но для того, чтобы откровенно поговорить с людьми, которых я также не видел два года.

Павел Северинец в штаб-квартире БНФ, фото Photo.bymedia.net

Мне кажется, что вариант стратегии действий демократических сил, предложенный политсоветом Объединенных демократических сил, направлен на то, чтобы договариваться с властью и сделать ее демократичней… Но прошлый опыт мне говорит, что с самой глубины, с самых низов демократизация режима невозможна. Я остаюсь приверженцем борьбы с режимом, действенной борьбы, приверженцем ясной и ценностной ориентации на Европу, на европейский выбор.

Если Москва и будет искать альтернативу Лукашенко, то это будет человек, который будет сдавать Беларусь больше, чем Лукашенко. Поэтому однозначно то, что стратегия демократических сил должна быть боевой и ориентированной на европейские ценности.

Пока мне кажется, что наша стратегия и стратегия политсовета ОДС — взаимоисключающие. Но если они все же совместимые — это было бы очень хорошо. Это бы означало согласие. Весь вопрос в том, действительно ли это достижимо.

Уважаемые читатели! Завтра, с 12.00, «Белорусские новости» проводят онлайн-конференцию с Павлом Северинцем. Подробности – сегодня на нашем сайте.





Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Хорошая рубашка. Под костюм вполне катит. Тем более перекликается с флагом.
  • Што вы абмяркоўваеце? Чалавек два дні як з "хіміі", а ім кашуля не спадабалася... Дзе атрымліваў па 130 тысяч рублёў, і тыя зьбіраў, каб кнігі выдаць. Майце сорам!
  • пусть наденет,но что бы он не был похож на советского предедателя из деревни Кукуево. у человека нет вкуса. как и у всей оппозиции. пусть учатся преподносить себя людям,на их же смотрят!
  • Это вопрос вкуса. По протоколу национальные элементы в одежде допускаются. Арабы носят накидки на голове, индусы - чалму, шотландцы - юбки. ПОчему бы белорусу не надеть вышитую национальным узором кашульку?
  • Только не с комплекте с чёрным пиджаком ;)))))) Надо было бы что-нить льняное на плечи накинуть, было бы супер.
  • национальная рубашка допустима даже на дипломатическом приёме. это как килт у шотландцев или кимоно у японцев. спросите в миде