Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Что напишут в своих отчетах о Дне Воли европейские дипломаты?
Если у властей и было, как заявляли накануне со ссылкой на надежные источники в силовых структурах представители оппозиции, намерение спровоцировать участников Дня Воли-2009 на беспорядки и затем экспортировать дискредитирующую оппонентов власти телевизионную картинку, то от этих планов власти отказались.
Впрочем, ровно такие же претензии организаторам акции предъявили и государственные телеканалы, оперативно осветившие День Воли в вечерних новостях. Мол, всеми силами оппозиция пыталась нарваться на дубинку, но силы правопорядка проявили чудеса выдержки. Обломали «пятой колонне» не бока, а планы по финансовому надою с жаждущего демократизации Беларуси Запада.
Онлайн-репортаж с акции | Фоторепортаж с акции |
Европейский контекст нынешнего празднования годовщины образования БНР читался задолго до праздничного дня. Оппозиция настойчиво внедряла в массы посыл о том, что проведение акции будет еще одним экзаменов для официального Минска, возможностью для Европы оценить тенденции происходящих в стране перемен.
На сегодняшней акции задержанных не было, разбитых носов тоже. Так что уже завтра европейские послы, вероятно, мирный характер акции и невмешательство со стороны правоохранительных органов отметят в своих докладах на родину.
Впрочем, опыт подсказывает, что для тех самых органов оппозиционные акции заканчиваются только тогда, когда свое решение вынесет суд. А то, что День Воли станет предметом судебных обсуждений, можно считать фактом.
Милиция внимательно следила за ходом акции, фиксировала и документировала все действия оппозиции, в которых усмотрела немало нарушений законодательства. «В дальнейшем все материалы будут систематизированы и переданы в прокуратуру для дачи правовой оценки», — сообщил БелаПАН заместитель начальника управления информации и общественных связей МВД Олег Слепченко.
В общем, европейским дипломатам, вероятно, спешить с категоричными выводами и оценками в своих отчетах не стоит. Равно как и делать выводы об уровне протестных настроений в обществе по количеству пришедших на акцию. По нашим наблюдениям, у Академии наук собралось порядка двух тысяч человек. Милиция потенциал оппозиционных масс оценивает гораздо скромнее — в семь сотен.
Акции оппозиции последнего времени не отличались особой массовостью и собирали преимущественно активистов. Именно активистов, так как сторонников, сочувствующих и не поддерживающих оппозицию, но имеющих претензии к власти и потенциально готовых выйти на улицу гораздо больше.
Другое дело, что общественные формы протеста в условиях авторитарного режима находятся фактически вне закона, хотя и прописаны в основополагающих документах. У общества не было возможности наработать опыт и методики такого протеста, а все устремления в этом плане приравнивались властью к крамоле и подавлялись. Белорусские власти так и не позволили встать на ноги независимым профсоюзам, в недоразвитом состоянии законсервировали партийную систему, практически до нуля перекрыли кислород гражданским инициативам.
И малое количество участников оппозиционных акций свидетельствует, в первую очередь, именно об этом. Хотя и не отрицает существование в лагере оппонентов власти нескоординированности и разобщенности, которые европейский контекст «белорусского вопроса» проявил еще сильнее.
Последние Комментарии