Другие материалы рубрики «Политика»
-
День Воли-2015. Вместо оппозиции креативят власти
Состояние белорусской оппозиции таково, что провести эффективную уличную акцию ей не по плечу даже при отсутствии противодействия со стороны властей… -
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии…
- Руководители органов госуправления каждую среду будут проводить личный прием, каждую субботу — телефонные линии
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Матыбулак проиграл Брюсселю?
«За что должны гибнуть мои ребята, если вдруг?». Такой вопрос в лоб задал Александр Лукашенко полтора месяца назад на неформальном саммите ОДКБ в Киргизии. Вопрос адресовался прежде всего Москве. Из контекста следовало, что он имеет вполне конкретный материальный смысл: доступ на российский рынок, цены на энергоресурсы. Если 16 ноября белорусского президента не окажется на казахстанском полигоне Матыбулак, значит, удовлетворительного ответа на свой вопрос он не получил.
На момент, когда пишутся эти строки, Лукашенко в Казахстане не ждут. «Вечером в Алматы планируют прилететь главы государств Армении Серж Саргсян, Таджикистана Эмомали Рахмон, Кыргызстана Курманбек Бакиев и России Дмитрий Медведев. Вместе с нашим главой государства Нурсултаном Назарбаевым за учениями будут наблюдать пять президентов», — четко подсчитали в пресс-службе министерства обороны Казахстана.
В любом случае лелеемый Москвой проект ОДКБ имеет бледный вид. Хотя учения на Матыбулаке символично названы «Взаимодействие-2009», взаимодействуют на них фактически лишь россияне с казахами. Счет их бойцов идет на тысячи. Еще две страны прислали маленькие подразделения: Кыргызстан — спецназ «Скорпион», Армения — мотострелковую роту. Узбекистан вообще пас. От Беларуси — несколько штабных офицеров да министр обороны Мальцев.
Таким образом, идея Коллективных сил быстрого реагирования оказалась в подвешенном состоянии. В немалой степени из-за обид белорусского президента. В июне он устроил демарш — не полетел на саммит ОДКБ в Москву — из-за того, что Россия тормознула на границе молочные фуры. Наш ответ Чемберлену, то бишь главному санитарному врачу России Онищенко, получился впечатляющим.
Ну а теперь, похоже, масла в огонь подлила полемика в Кишиневе. Там 9 октября на саммите СНГ Лукашенко вновь схватился с российским министром финансов Кудриным, который, по версии первого, еще с весны «консолидировался с нашими отморозками». Так вот, незадолго до саммита Кудрин по поводу ставшей уже притчей во языцех транши в 500 миллионов долларов снова прозрачно дал понять: ага, держите карман шире! В итоге получился большой скандал. И вот теперь обещанная подпись белорусского президента под соглашением о создании КСОР, кажется, вновь тает в воздухе, как улыбка Чеширского кота.
Но даже если документ и будет подписан, Москва не дождется, чтобы белорусские бойцы подставляли головы под пули где-нибудь в Центральной Азии. К сведению, легенда учений «Взаимодействие-2009» такова: Казахстан подвергся нападению крупных террористических сил, и на помощь ему выдвигаются подразделения союзников. Причем если в сентябре на учениях «Запад-2009» россияне и белорусы воевали с ветряными мельницами (где они, орды НАТО?), то сценарий маневров на Матыбулаке, увы, намного более реалистичен. «Это сценарий столкновения с исламскими радикалами», — говорит минский военный эксперт Александр Алесин.
Так вот, на предмет вероятного присутствия белорусских сил в горячих точках уже была полемика между российским послом Суриковым и белорусским МИДом. Последний четко дал понять: законодательство страны не позволяет посылать наших ребят воевать к черту на рога. За какой стороной останется решающее слово, догадайтесь с трех раз. У Беларуси действительно нет, мягко говоря, животрепещущих стратегических интересов в горячих степях Центральной Азии. А уж коль Россия, с точки зрения белорусского начальства, стала скупиться, так и подавно рвения не ждите.
Упрямства в противостоянии с Кремлем Минску добавляют исправно текущие деньги от МВФ. На днях же наметился новый источник. Заместитель министра иностранных дел Беларуси Сергей Алейник сообщил, что и от ЕС до конца года есть шанс получить сотни миллионов евро. Причем не исключена и безвозмездная помощь.
Старушка Европа соблазняет. Не далее как 15 октября устами Жана-Эрика Хольцапфеля, временного поверенного в делах Европейской комиссии в Беларуси, для страны обрисована более четкая перспектива европейской интеграции: «Мы предлагаем повышение уровня политического участия до заключения ассоциативного соглашения».
Конечно, Брюссель тоже не за красивые глазки сулит свои пряники. Но не берет за горло, в отличие от некоторых. Да и соблазн велик. По словам дипломата, «если мы сможем заключить ассоциативное соглашение, такое как, например, имеется с Украиной, то выйдем не только на создание зон свободной торговли, но и на приближение к внутреннему рынку Евросоюза».
К слову, три месяца назад корреспондент австрийской Die Presse поинтересовался у Лукашенко: что для белорусской стороны более приоритетно — участие в таможенном союзе с Россией и Казахстаном либо в зоне свободной торговли с ЕС? Ответ был образцом прагматизма: «Для нас приоритет то, что раньше мы сможем реализовать».
Так что поползти по швам может не только проект КСОР, но и затея этого тройственного союза. У Москвы, похоже, нет ни лишних денег, ни желания проплачивать лояльность белорусского руководства. На вопрос, что может означать отсутствие Лукашенко на Матыбулаке, эксперт Александр Алесин ответил афористично: «Значит, Сидорский не договорился с Путиным».
Напомню: переговоры двух премьеров (цена на газ и весь гордиев узел торгово-экономических отношений) состоялись 6 октября в Ново-Огарево. По итогам было гробовое молчание обеих сторон. Вот оно, кажется, и аукнулось.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева