Другие материалы рубрики «Политика»
-
По Беларуси бродит призрак перестройки
Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс? -
«Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью…
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Бывший посол Украины в Минске: судьба Беларуси, как и судьба Лукашенко, находится в руках Кремля
- Накануне Дня Победы в Москве пройдет неформальная встреча лидеров стран СНГ
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Задиристые поляки клюнули на удочку Минска
Политики в Варшаве вновь тревожно заговорили о судьбе польского меньшинства в Беларуси. Стратеги нынешней пропагандистской войны официального Минска с Западом могут потирать руки: локальная победа одержана! Удалось, говоря по-белорусски, «змяшаць боб з гарохам», замутить суть конфликта.
Этническая ловушка
Масла в огонь подлила история с посадкой на 15 суток одного из лидеров неофициального Союза поляков в Беларуси, корреспондента польской «Газеты выборчей» Андрея Почобута.
Анекдот в том, что Андрея, живущего в Гродно и известного острыми статьями, а также смелой гражданской позицией вообще, уже оштрафовали за Площадь, хотя он подчеркивал, что 19 декабря находился в гуще минских событий именно как журналист.
К тому же стала хитом запись Андрея в ЖЖ: он в сатирических тонах обрисовал общение с местным КГБ. И теперешний арест — ну хоть тресни! — сетевая, да и вообще вся прогрессивная публика у нас воспринимает не иначе, как «месть органов».
Варшава же стереотипно восприняла это дело как наезд на польскую диаспору. И вот тут, по моему личному мнению, задиристые, заводные в политическом смысле поляки клюнули на удочку Минска.
15 февраля в Страсбурге на заседании Европарламента его председатель (и, не забывайте, поляк!) Ежи Бузек призвал Минск немедленно освободить из-под стражи арестованного журналиста «Газеты выборчей».
«Европа с тобой, Андрей», — заверил спикер.
Тем временем министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски заявил: «Белорусский режим, относящийся к своим гражданам как к заложникам, может, к сожалению, начать новые репрессии против польского меньшинства».
И вот уже канцелярия польского президента Бронислава Коморовского сообщает, что он лично озаботился судьбой Почобута и всех белорусских поляков, проводит консультации для «адекватного ответа».
Понятно, «польское меньшинство» — это больное место для Варшавы. Мытарства не признаваемого белорусскими властями Союза поляков стали уже притчей во языцех. И вообще, вступиться за соотечественников за рубежом — дело чести для любого правительства.
Но закавыка в том, что тут незаметно смещаются акценты. Ставя на первый план лозунг «наших бьют!», польские политики, еще раз подчеркну, попадают в подготовленную Минском ловушку. Белорусским властям выгодно придать конфликту с форпостом ЕС — Варшавой этакую псевдоэтническую окраску, перевести его в ложное русло.
«Они нам еще за Пилсудского ответят!»
После выборов, а точнее — разгона Площади и волны репрессий, белорусским властям, попавшим под кинжальный огонь критики, срочно понадобилось перевести стрелки. Испытанный вариант — выставить на пропагандистском огороде пугало внешнего врага. А еще лучше — двух. Ими стали Германия и Польша.
С равным успехом под прицел могла попасть и Россия, но с ней накануне 19 декабря вроде как замирились. И тогда оппозиционных кандидатов, которых ранее клеймили как наймитов Кремля, срочно переквалифицировали в немецко-польских ставленников. Этакие кульбиты белорусская пропаганда проделывает с легкостью, достойной антиутопии Оруэлла.
Мишени же, что и говорить, удобные. Германию, будь она ныне трижды образцом демократии, всегда можно попрекнуть гитлеровским нашествием, спекулируя на болях исторической памяти белорусов. С Польшей тоже всякое бывало. Александр Лукашенко, выступая в Овальном зале 27 января, нарисовал угрозу польского реваншизма: мол, в Варшаве некоторые деятели «спят и видят, что граница не там, граница же должна быть возле Минска. Вы понимаете, не там граница, Сталин не там начертил».
Поляки — народ боевой, заводной. И пошло-поехало. И вот уже глава дипломатии Сикорски недипломатично пророчит белорусскому официальному лидеру судьбу Бен Али и Мубарака. Газета Администрации президента Беларуси, в свою очередь, как бы это помягче… невысоко оценивает умственные способности польского министра.
Далее, в Варшаве проходит широко разрекламированная конференция доноров. Тот же Сикорски обещает от имени ЕС 87 миллионов евро на поддержку белорусской демократии («отморозков», по версии здешнего агитпропа).
Это мероприятие подливает масла в огонь, дает новые козыри белорусской пропаганде: мы же говорили, что за вражьи денежки у нас тут точат зубы на конституционный строй!
Государственные белорусские телеканалы мочат Польшу во всех ракурсах. Причем не всегда в лоб, а порой хитро-ретроспективно. Например, ОНТ под вполне определенным углом анонсирует исторический фильм «Необъявленная война 21-го». Вот, смотрите, еще в 1921 году Варшава плела заговоры против синеокой республики!
Отметим, что налицо элементарное передергивание. Самое главное: тогда ведь не было независимой Беларуси. Варшава вела борьбу против московской большевистской власти. И борьба шла не на живот, а на смерть.
Не стоит забывать: в августе 1920-го конница Тухачевского ворвалась в предместья польской столицы. По словам Льва Троцкого, «у Ленина сложился твердый план: довести дело до конца, то есть вступить в Варшаву, чтобы помочь польским рабочим массам опрокинуть правительство Пилсудского и захватить власть».
А там, глядишь, и рабочим Германии поможем, думали вожди в Кремле. И лишь фантастический контрудар маршала Пилсудского, названный «чудом над Вислой», спас молодое польское государство.
Короче, используемые ныне белорусским официозом параллели более чем хромают, но в азарте пропагандистской баталии все средства хороши.
Бьют не по паспорту…
Так почему же Минску выгодно сползание перепалки в межэтническое русло?
Во-первых, остальная Европа в таком разе начинает смотреть на очередную разборку между Варшавой и Минском с плохо скрываемым скепсисом: ну ясно, снова «спор славян между собою»!
Уходит в тень проблема демократии в Беларуси вообще. Эта дымовая завеса прячет от обывателя по обе стороны Буга суть коллизии, из-за которой у Минска сыр-бор с Европой: настоящих выборов в стране не было, а несогласных с режимом массово «зачищают». Подчеркнем: абсолютно независимо от этнических корней.
Во-вторых, тезис о преследовании польского меньшинства в Беларуси действительно высосан из пальца. Да, он хлесток, будоражит польский электорат и сразу повышает акции политика, взявшего лозунг на вооружение. Но — искусствен. 95% белорусских этнических поляков, равно как и остальных «тутэйшых», — люди аполитичные, они совершенно искренне скажут в объектив госТВ, что никто их не преследует.
Отметим: Варшава много сделала, чтобы шире открыть белорусам дверь в Европу. Именно Польша на пару со Швецией инициировала «Восточное партнерство» — этот европейский ангажемент для Минска (убедившись ныне, после цистерны помоев, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным). Поляки приняли репрессированных студентов по программе Калиновского, запустили «Белсат», вообще традиционно широко поддерживают белорусские демократические силы.
Но порой, положа руку на сердце, белорусская карта разыгрывается польскими политиками в интересах своей внутренней борьбы. И тогда, бывает, прицел сбивается, реальные проблемы заслоняются искусственными.
Так, свежее заявление министра Сикорского об угрозе польской диаспоре в Беларуси пронизано полемикой с видным оппозиционером Ярославом Качиньским (ранее последний упрекнул первого за провал белорусской политики Варшавы). Моралите министра таково: ну уж коль там, на восток от Буга, наших бьют, то и для оппозиции (читай: Ярослава Качиньского и его партии) святое дело — поддержать правительство!
Но по эту сторону Буга ежику ясно: белорусские власти прессуют опальный Союз поляков не потому, что в нем поляки, а потому, что там — нонконформисты, потому, что организация не хочет быть карманной. Так же давят многие другие организации третьего сектора. Короче, классика жанра: бьют не по паспорту, а по физиономии!
И потому вопрос, по моему убеждению, следовало бы ставить несколько иначе. Чтобы и Варшава, и остальная Европа были не только с Андреем Почобутом — действительно мужественным гражданином, попавшим под раздачу не за то, что он этнический поляк, а за то, что не гнется.
Надо, чтобы Европа была одинаково со всеми, кого в Беларуси давят за нонконформизм, за нежелание плясать под дудку режима.
Последние Комментарии