Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Аресты оппозиционных модераторов: бой властей с тенью
30 августа в Минске и Витебске прошла серия синхронных задержаний администраторов оппозиционных сообществ в социальных сетях. Двое из них, Павел Евтихеев и Андрей Ткачев, были приговорены к пяти и семи суткам административного ареста соответственно.
Молодых людей традиционно обвинили в «мелком хулиганстве». Чуть больше повезло Сергею Беспалову, успевшему сбежать от преследования в Россию, и Роману Протасевичу, еще слишком молодому, чтобы «нецензурно выражаться в общественном месте» и получить за это сутки.
Вслед за этим последовало удаление из социальной сети «ВКонтакте» группы «Надоел нам этот Лукашенко», объединявшей до этого около 37 тысяч человек, и ряда других оппозиционных интернет-сообществ.
Чем объяснить атаку спецслужб на сетевую крамолу? Почему именно сейчас?
Впереди парламентские выборы
Ряд наблюдателей связали череду «сетевых арестов» с парламентской кампанией. Согласно этой версии, оппозиционные сообщества представляли для властей угрозу распространения идеи бойкота выборов.
Схожую позицию занимает аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов: «Выборы совсем скоро, мало ли что может произойти. Поэтому стараются нейтрализовать тех, кто, по их мнению, может представлять угрозу и дестабилизировать ситуацию».
Действительно, по сторонникам бойкота прошелся даже Александр Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов 1 сентября. Видимо, власти на самом деле всерьез озабочены перспективой снятия оппозиционных кандидатов и низкой явкой на грядущих выборах.
Политолог Алесь Логвинец отмечает превентивный характер действий властей: «Особенность авторитарного режима такова, что спецслужбы предугадывают и подавляют любые очаги сопротивления, которые имеют потенциал к распространению своих идей в широкие слои общества».
Эксперт подчеркивает, что «власти чувствуют потенциал социальных сетей как коммуникационной площадки». Более того, по мнению собеседника, «кому-то режет глаз сам факт наличия большого количества людей в группах с явно протестным названием».
Спецслужбы заняты своим привычным делом
Как и любой элемент властной вертикали, белорусские спецслужбы имеют свой «фронт работ». В такой системе, чтобы завоевать расположение высшего руководства, нужно постоянно напоминать о плодах своей деятельности.
Так, Денис Мельянцов предположил, что существует «разнарядка по устрашению сетевых активистов» для того, чтобы не допустить повторения прошлогодних молчаливых протестов или подобных проявлений оппозиционности.
Эксперт считает: «Поскольку есть план деятельности и соответствующее подразделение, занимающееся отслеживанием сетевой активности, то, соответственно, этому подразделению нужно демонстрировать свою эффективность и выполнение доведенных планов».
Согласно еще одной версии, белорусские спецслужбы методично занимаются устрашением активной части белорусского общества.
По мнению Алеся Логвинца, такими методами власти могут добиться краткосрочных проблем для «сетевой оппозиции», поскольку «новость об арестах обошла весь Байнет и вызвала большой резонанс. Но в долгосрочной перспективе эти шаги неэффективны».
Власти регулярно проводят акции устрашения накануне важных политических событий, однако эту серию задержаний и арестов собеседник не склонен связывать напрямую с выборами.
Бесполезная борьба с фантомными угрозами
Большинство аналитиков едины во мнении, что борьба с социальными сетями не может быть эффективной. Интернет-сообщества легко и быстро возрождаются. Кроме того, постоянный прессинг со стороны спецслужб стимулирует администраторов таких сообществ находить все более надежные пути защиты от взлома.
Однако эти старания силовиков достаточно нелепы и по другой причине. Интернет никогда не был причиной революций. Социальные сети не порождают протест — его причины куда глубже. По мнению многих политологов и специалистов в сфере новых медиа, в феномене арабской весны интернет сыграл важную роль средства коммуникации, но никак не первопричины.
То же можно сказать и о прошлогодних летних молчаливых акциях в Беларуси. Креатив организаторов как нельзя кстати подпитывался глубочайшим экономическим кризисом и недовольством населения. С истощением креатива и утолщением кошельков белорусов «интернет-революция» сдулась быстрее воздушного шарика.
Пока в Беларуси, очевидно, не созрело достаточно предпосылок для народных выступлений, пусть даже посредством такого удобного ретранслятора, как социальные сети. Власти вхолостую прессуют активную молодежь.
«Но природа и логика авторитарного режима такова, что нужно нейтрализовать даже самые мелкие и слабые очаги протеста, чтобы они не переросли в нечто большее», — считает Денис Мельянцов.
Последние Комментарии