Другие материалы рубрики «Политика»
-
Премьер Мясникович гадает: учить английский или вьетнамский?
Беларусь, которую теснят на российском рынке, вынуждена идти в третий мир… -
Что делать оппозиции, если спроса на альтернативу нет?
На данный момент налицо состояние апатии: люди ушли в частную жизнь, проблемы большого общества, государства, демократии их мало волнуют…
- Белорусские и международные правозащитники снова призывают белорусские власти освободить Алеся Беляцкого
- Страны СНГ продолжют обмен мнениями о разоружении
- Мясникович обсудил с главой делегации Китая вопросы экономики и военно-технического сотрудничества
- Мясникович и Медведев встретятся 21 мая в Москве
- Павел Латушко и французский депутат Ламбер договорились о сотрудничестве двух стран
- Янукевич: опасность того, что Чернобыль может повториться, сегодня большая, чем когда-либо
- Немцов: имперский комплекс вредит России
- Лукашенко: учения «Запад-2013» не направлены ни против поляков, ни прибалтов
- Лукашенко: мы никогда не пойдем на то, чтобы стать перед кем-то на колени, сгорбиться
- Лукашенко: если брошен камень в мой огород, я должен его подобрать
Политика
Лукашенко напомнили о несдержанном обещании
«С первых дней своего президентства Александр Лукашенко стремился к установлению единоличной власти, проще говоря, к президентской диктатуре», — считает бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов. Об этом он заявил 14 марта на заседании круглого стола, посвященного последствиям конституционного референдума 1996 года.
Напомним, 15 марта 1994 года Верховный совет Беларуси принял Конституцию, которой в стране вводилась президентская форма правления. На республиканском референдуме 24 ноября 1996 года в Основной закон были внесены изменения и дополнения. В результате отсчет пятилетнего срока президентства Александра Лукашенко начался заново; Верховный совет был преобразован в двухпалатный парламент — Национальное собрание; глава государства получил право назначать шесть судей Конституционного суда и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. На референдуме 17 октября 2004 года из Конституции было исключено положение, ограничивающее пребывание на посту президента двумя сроками.
По мнению Пастухова, события 1996 года можно расценить «как ползучую контрреволюцию или фактически государственный переворот со стороны организаторов референдума».
«Лукашенко принимал инициативы к расширению своих полномочий, начиная с первых дней своей власти», — отметил он. В частности, среди таких шагов Пастухов назвал «захват здания, которое раньше принадлежало парламенту, а сейчас — администрации президента, выселив депутатов своим распоряжением. Во-вторых, оказав силовое давление на депутатов Верховного совета 12-го созыва, которые выступили против референдума 1995 года, на котором была изменена государственная символика».
Также Пастухов напомнил, что 4 ноября 1996 года большинством голосов Конституционный суд заявил, что «выносить на обязательный референдум вопросы об изменении Конституции, фактически новую Конституцию, недопустимо, что возможен только рекомендательный характер голосования». «Тем не менее, Лукашенко с этим не согласился и издал свой указ, повелев провести обязательный референдум», — подчеркнул он.
По мнению одного из руководителей кампании «Говори правду!» Сергея Возняка, «очень важно следовать в политической деятельности законности».
«В 1994 году Конституция также принималась с нарушением закона. Вячеслав Кебич также ломал депутатов, так как сразу не было набрано необходимое количество голосов для принятия Конституции. Ездили бригады по гостинице «Минск», ловили пьяных, тех, кто не пришел на сессию, и они голосовали прямо в гостиничных номерах. В 1996 году все это делалось еще более цинично и грубо», — сказал он.
Александру Лукашенко надо сдержать свое ранее данное обещание и отказаться от чрезмерных президентских полномочий. Об этом заявил лидер кампании «Говори правду!» Владимир Некляев.
«Я помню заявления Лукашенко, что дополнительные полномочия президента ему нужны только на время нестабильности, сложного экономического положения. Сегодня он заявляет, что наша страна стабильна, как никакая другая. Значит, необходимость в конституционных изменениях, которые были сделаны на референдуме, уже отпала», — сказал Некляев.
Он предположил, что вопрос о необходимости широких президентских полномочий можно было бы вынести на референдум или хотя бы провести соответствующую информационную кампанию.
Михаил Пастухов отметил, что организация и проведение референдума в Беларуси достаточно сложны с позиции законодательства.
«Сначала надо собрать инициативную группу, сформулировать вопросы, направить их ЦИК, по ним сделают заключения Минюст и прокуратура. И только после этого ЦИК принимает решение, дать или нет согласие на сбор подписей в размере 450 тысяч. Но информационная кампания в этом отношении может иметь весьма положительный результат», — сказал он.
Пастухов полагает, что сейчас самый главный вопрос, который должен волновать общество и каждого гражданина, — это «вопрос о сохранении суверенитета Беларуси в условиях продолжающейся интеграции в составе Таможенного союза и Евразийского союза, который должен начать функционировать с начала января 2015 года и в результате чего Беларусь может раствориться на российских просторах».
Последние Комментарии